«И закрыл Моше лицо свое» (Шмот, 3:6)
Наши мудрецы, благословенна память праведников, сообщили нам (Трактат Хагига,16), что каждый день выходит Небесный голос с горы Хорев и говорит: «Вернитесь, шаловливые дети» (Ирмеяу, 3:14), призывает к тшуве и приближению к Ашему. И задавали вопрос наши мудрецы: кто слышит этот Небесный голос — ведь он не выходит зря, и не обращен к святым праведникам, слышащим призывы свыше, но требует, чтобы грешники сделали тшуву. А если они не слышат его, что пользы в нем? И объясняли, что душа (нешама) слышит Небесный голос, она сотрясает струны сердца, ее силой пробуждаются в наших сердцах размышления о тшуве, как сказано: «Голос любимого моего зовет». Счастлив, открывающий двери своего сердца для этого пробуждения и приближения к Творцу!
Этот Небесный голос выходит с горы Хорев, и в нашей главе приходит Моше рабейну к горе Б-га Хорев и удостаивается видения горящего куста — «и закрыл Моше лицо свое». И сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Брахот, 7), что Святой, благословен Он, хотел раскрыть ему Свое величие, но поскольку он закрыл лицо — упустил Моше это великое время, которое ушло и не возвратилось: «Когда Я хотел, ты не захотел, а сейчас ты хочешь — Я не хочу»
Удостоилось наше поколение духа свыше, укоренившегося в нас, чтобы вернуть сердца сыновей к их Отцу Небесному. Семинары общества «Арахим» полны до отказа, многие евреи приходят на уроки Торы, отзываются на Небесный голос, стучащего в сердца и призывающего: «Вернитесь!»
Однако есть те, кто хотя и не закрывают свои сердца, и приближаются к горе Хорев, но закрывают свои лица и говорят: не сейчас. Может быть, потом я запишусь на семинар, может быть, в будущем году…
Но они должны знать, что иногда подходящее время проходит, сердце опять закрывается, и обратный путь намного тяжелее. Не говоря уже о том, что мы каждый день ожидаем прихода Избавления, и счастлив тот, кто готов к Нему, и Машиах встретит его на пути поднятия и приближения. Счастлив, кто ответит на Небесный голос и скажет: «Вот я!»
Но не остановимся на этом. Известно высказывание Арака, автора книги «Бейт Исраэль» из Гур, благословенна память праведника, который сказал: когда будет пробуждение свыше для исполнения заповеди заселения Земли Исраэля, перехватят ее светские евреи и обоснуют сионизм. Поднимутся в Землю Исраэля, как первопроходцы, и застроят пустыню. Когда будет пробуждение сверху для пробуждения святого языка, перехватят его светские евреи и изобретут иврит. А сейчас, когда есть пробуждение к тшуве, опять светские перехватывают его…
Но давайте будет правдивыми с собой, ведь и мы не совершенны, и в наши сердца стучится Небесный голос: шепчет, что надо молиться более сосредоточенно, посвящать больше времени Торе. И разве мы не закрываем наше лицо от Него?! (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.