Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Половое воспитание, Младшие школьники, Установление границ
Здравствуйте, уважаемый раввин. Как реагировать на детскую влюбленность?
Мой сын, второклассник, и его подруга, первоклассница, увлеклись друг другом не на шутку. Они хотят играть только друг с другом, высматривают и ищут друг дружку на трапезах и в школе, очень любят вместе играть, рисовать, делать уроки и играть в догонялки, бывает, и вместе с другими детьми.
Я вижу, что сыну ни с кем не было так хорошо, такого друга у него не было. Они, действительно, как родственные души, и им хорошо вместе, как ни с кем другим.
Ее мама — моя приятельница — говорит, что это нужно остановить в начале, потому что потом будет намного труднее. На мои объяснения, что девочкам лучше играть с девочками, а мальчикам с мальчиками, сын выразил решительный протест и сказал, что он с ней будет всегда, а потом женится. Мне советовали, что нужно постепенно заменять ее друзьями, почаще приглашать их. Но сын не хочет, да и нет у него такого настоящего друга.
Девчонка — пацанка, а у сына наряду с мальчишескими качествами есть нежность и чувствительность. Они не ссорятся и не обижают друг друга, уступают, делают сюрпризы, подарки-поделки и просто идеально подходят.
Я знаю, что в иудаизме раздельное воспитание и обучение мальчиков и девочек, всегда была за это, но теперь не знаю, что делать. Это выглядит так серьезно, взросло и чисто… И как им не навредить?
Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Мальчику восемь, девочке семь. В их возрасте еще нет практически никаких запретов на общение с детьми другого пола. Речь идет пока не о совместном обучении, а об играх вдвоем.
Конечно, нужно контролировать, чтобы эти игры не начинали принимать половой характер, то есть, чтобы они не целовались, не обнимались, не ложились вместе в одну кровать даже совершенно одетые.
Но кроме этого не стоит вести борьбу с тем, что детям доставляет удовольствие. Чем больше Вы будете насильно вмешиваться, тем больше дети из сопротивления будут общаться только вдвоем. А пока что, как Вы пишете, они играют и с другими детьми.
Думаю, что, как большинство детей, они сами постепенно начнут выбирать друзей своего пола без усилий с Вашей стороны. Если же, когда они станут старше на два-три года, дружба сохранится, нужно будет учить их, что можно, а что нельзя по Галахе, например, нельзя уединяться, то есть запираться вдвоем в комнате, даже для совершенно невинных игр.
Чем меньше Вы будете им говорить, что они поступают неправильно, проводя время вместе, тем больше шансов, что эта «первая любовь» сама утихнет.
Могу сказать, что у моего брата была такая «невеста», а у моей дочки — такой «жених» в возрасте даже немного постарше. И все эти «романы» спокойно рассосались сами собой. Так что не нужно отравлять им невинную детскую дружбу, а просто тихо следите, чтобы не нарушались никакие запреты.
Желаю много радости от сына.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.