Темы: Воспитание детей, Дети, Пополнение в семье, Мира Вайсбин, Дошкольники, Половое воспитание
Здравствуйте. Моей дочке 3.8. Очень любознательная девочка. Где-то полгода назад она меня спросила, почему у тети большой животик. Я ей сказала, что это значит, что у тети скоро БА родится лялечка. Она это хорошо запомнила. А потом я услышала, что нескромно детям объяснять про беременность. Дело в том, что я, слава Б-гу, теперь сама беременна и боюсь расспросов про свой «животик». Тем более что тема лялечек ребенка давно волнует, она очень давно мечтает и постоянно рассуждает о том, как она родилась, типа: «Я сначала была у Всевышнего, потом у мамы в животике, потом упала на кроватку, а вы пришли и думали, что это одеяло, а потом поняли, что лялечка родилась». Что мне делать с такими разговорами?
N.
Уважаемая N.,
У Вас замечательная любознательная дочка. Нормальные здоровые детки обладают, как правило, любознательностью и живым воображением.
Неопытных родителей эта часть приводит в замешательство. Что сказать? Что не сказать? Где проходят границы скромности или «взрослой» жизни, где детям пока делать нечего?
Естественно, что дети хотят всё знать, исследовать этот мир и знакомиться с ним, «ощупывая» его со всех сторон руками, ногами, ртом и, конечно же, воображением. Самое лучшее — это не бояться детских вопросов. На любой детский вопрос можно и хорошо бы — ответить. На каком уровне — это уже дело взрослых решать.
Не рекомендуется обманывать ребёнка, говоря ему, что купили лялечку в магазине или что детки падают в кроватку с неба. С другой стороны, детское воображение не стоит обрезать и поправлять.
С тем, с чем мы можем согласиться в его утверждениях, — согласимся: «Да, Творец вкладывает тинока в животик мамы». О том, с чем не можем согласиться, — умолчим. А продолжим беседу на ту же тему, но скажем только то, что считаем нужным: «…а потом он уже растёт дома, в своей колясочке или кроватке. И он такой хамуд, даже когда плачет, и мы все его очень любим».
В любом случае, всегда можно ответить на вопрос ребёнка, не вдаваясь во «взрослые подробности», а оставаясь на уровне его возраста — и тогда Вы ответите скромно и правильно.
Не надо фокусировать внимание детей на тех фактах, для понимания которых они ещё не созрели. Но когда доросли до их восприятия — надо поговорить. Например, надо поговорить с девочкой в возрасте 10-11 лет, чтобы подготовить её к новому этапу созревания. При этом необходимо заранее обдумать, какие факты её уже касаются, а какие лучше обсудить ещё через несколько лет. Но это уже тема другого разговора. А пока — пожелаю Вам растить детей в радости и скромности.
Мира Вайсбин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.