Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар»
Темы: Идолопоклонство, Страхи, Рав Хаим Бурштейн
Каждый сам себе – надсмотрщик, судья и царь. Все эти персонажи нам необходимы для борьбы с дурным побуждением.
Эта лекция цикла рава Бурштейна «Учение Мусар» посвящена урокам недельной главы «Шофтим» (Судьи). Многие люди полагают, что законы, связанные с судьями и надсмотрщиками, их не касаются, но это не так. Каждый из нас является для себя судьей и даже царём, так как он управляет своей жизнью. Учение Мусар открывает нам, как каждая заповедь Торы непосредственно относится ко всем нам. Все мы должны поставить во всех своих воротах надсмотрщиков и судей, а врата эти – путь для дурного побуждения, которое всеми способами старается протиснуться через ворота.
Об экзистенциальных страхах, которые вынесены в название, говорит пророк Йешаяу. Люди любят бояться и считают, что своими страхами они в состоянии обеспечить себе лучшее будущее. В какой-то мере это верно: Вс-вышний наделил нас способностью испытывать страх, чтобы защитить нас. Но мы оперируем страхом неверно. Пророк Йешаяу говорит, что Вс-вышний будет утешать нас даже в Изгнании и даже в Конце Времен, когда мы потеряем духовную практику. Он будет помогать нам развить в себе судью и надсмотрщика, который будет нами управлять и не позволит в нас проникнуть дурному побуждению. Первое, что с нами происходит, когда мы теряем Б-га, – мы начинаем бояться человека смертного, который на самом деле не может сделать нам ничего ни плохого, ни хорошего, если этого не захочет Вс-вышний.
Саба из Кельма («Саба» на иврите – «дедушка», «старец») учит: Вс-вышний устроил мироздание таким образом, что оно является вторичным по отношению к Торе, и когда мы исполняем всё то, что говорит Тора, даже если мы подвергаем себя опасности, то у нас ни в чем не возникнет недостатка. На нашем пути будут возникать испытания, выдержав которые, мы придём к истинной победе.
Тора запрещает судьям (и всем евреям) брать взятки – не потому, что, получив мзду, они злонамеренно вынесут решение в пользу того, кто их «отблагодарил», а потому что они теряют беспристрастность и перестают видеть верную картину мира.
После разрушение Храма из мира пропало не только Б-жественное присутствие, но и тяга к идолопоклонству. Нам сложно понять, зачем совершать языческие жертвоприношения, поэтому нам кажется, что заповедь – не приносить своих детей в жертву Молоху – к нам не относится. Но мы от этого не свободны, потому что мы охотно приносим в жертву самих себя – не защищая самих себя от духовного разрушения.
Ита Минкина
Рав Хаим Бурштейн
Автобиография главного раввина Литвы
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир
Рав Хаим Бурштейн
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв