Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ган Эден — это место, где «материальные» формы, очищенные от скверны греховной фантазии, суть аллегории и намеки, указывающие на возвышенные постижения разума

Еще о глубокой цели воскресения мертвых

В этой главе мы постараемся найти дополнительный глубокий смысл этой темы: зачем нужно воскресение мертвых? Выше мы объяснили, что речь идет об исправлении структуры человека. Далее, мы разъясним глубину этой идеи с точки зрения процесса единения, исправления всего творения в целом. Также поговорим о духовных наслаждениях мира воскресения. Здесь наша задача обнаружить еще более глубокий пласт в идее полноты исправления человека, которая содержится в теме воскресения мертвых.

Цель сохранения тела

«Ты можешь нам возразить: Поскольку тело состоит из органов, предназначенных для функционирования души и разделенных, как указывают исследователи, на три системы — пищеварительную, репродуктивную и поддерживающую жизнедеятельность самого тела, и существование тела самого необходимо только для потребления пищи, поддержания жизнедеятельности и воспроизведения подобного себе тела, то в Будущем мире, когда эти функции отпадут — ведь “не будет там ни еды, ни питья” — тело станет бесполезным, а в Б-жественном творении нет бездействующих “механизмов”?» (Рамбан, Врата Воздаяния). Такова претензия Рамбама к тем, кто утверждает необходимость сохранения тела.

Отвечая на эту претензию, Рамбан приводит две причины, делающие необходимым сохранение тела в будущем мире: «Ответ заключается в том, что тела будут необходимы для упомянутых функций во время воскрешения мертвых, а затем Святой, благословен Он, не пожелает упразднить их. И еще: есть в строении тела глубочайшие тайны; ведь человек был создан именно в таком образе не по беспричинной случайности, но исходя из величайшей необходимости и по важной причине. И его Создатель, да будет Он благословен, желает, чтобы этот образ был сохранен». (там же).

Начнем с обсуждения его первого ответа.

Необходимость в воскресении тел в начале дней будущего мира

Выше мы привели объяснение позиции Рамбана, касательно сущности Ган Эдена. Повторим основную суть его слов. Главная идея Ган Эдена — это срединное место между положением человека в этом мире и его способностью постижения через материальные вещи и телесные формы и между его существованием в мире, лишенном всяких материальных аспектов, и постижением человека, сообразно с уровнем того мира, лишенного даже малой крупицы телесности.

Ган Эден — это место, где «материальные» формы, очищенные от скверны греховной фантазии, суть аллегории и намеки, указывающие на возвышенные постижения разума. Через них, может человек, сотворенный в теле, привыкший к способу постижения через аллегорию телесных форм и абстрагирования от них, достичь уровня возвышенных постижений. Без этого срединного мира человек не сможет достигнуть постижения высот будущего мира, чистого и лишенного всякой идеи материальности.

Ган Эден вступает в силу немедленно после смерти, однако, и в самом начале дней будущего мира, преследуя ту же самую цель. Быть срединным звеном между процессами постижения в этом мире и высоким уровнем постижения в будущем мире:

«И действительно, это место — Ган Эден — еще послужит именно для материального воздаяния во дни воскрешения мертвых. И об этом говорят наши учителя, благословенна память о них: “В грядущем Святой, благословен Он, устроит праведникам трапезу и танцы в Ган Эдене и Он будет восседать среди них, и каждый сможет указать на Него пальцем, как сказано (Йешая 25:9): “Вот, это наш Б-г!” (Таанит 31а)”. Таким будет наслаждение и грядущая награда во дни воскрешения. И это созерцание Шехины (Б-жественного Присутствия), когда танцующие праведники смогут как бы “указать на Него пальцем” — постижение высших сфер и наслаждение единством мира, сопровождаемое веселием плоти — говорит о том, что люди того мира достигнут уровня нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, душа которого возобладала над его плотью до такой степени, что его телесные органы чувств перестали действовать, и он был каждое мгновение облачен пророческим духом — как бы видел и слышал исключительно глазами души, а не посредством плотских глаз и ушей. И то же происходило с другими пророками, когда их тела отключались и ощущения органов чувств заменялись восприятиями души» (там же).

Все эти постижения: трапеза, хоровод, пророческое око и его зрение — суть понятия материальные, но в действительности, это возвышенные постижения, ибо они — в высших мирах — суть высшие корни этих же понятий в нижних мирах, пойми это должным образом.

Возможность достичь этих вещей есть только через телесные понятия и снятия с них одежд материальных образов, у каждого образа есть своя идея прообраза. И как мы сказали выше, говоря о пророческих видениях, что пророк постиг своим пророческим взором образы высших черт и образы действий, и постиг их прообраз.

Таков Ган Эден будущего мира, срединный мир, находящийся между этим миром и будущим. Вникни во все это хорошенько.

«Не желает Святой, благословен Он, уничтожать эту форму впоследствии» — слова Рамбана выше. Также и по завершении этого срединного этапа есть смысл в сохранении тела, нам следует углубиться в эту тему. Для этого приведем слова Рамхаля в его книге «Путь Творца», и разъясним то, что следует в них разъяснить.

 


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше