Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Испытание первого человека. Кем был змей и как он выглядел.

Создание человека и его уникальные качества, вызвали неоднозначную реакцию духовных существ, сотворённых прежде, вплоть до зависти.

Чтобы испытать Первого Человека, Творец наделил одного из ангелов, под именем Самаэль, особой ревностью к тем привилегиям и уважению, которым окружён Человек. Этот ангел настолько вошёл в роль, что возненавидел Адама всей своей сутью, а целью своего существования поставил — во что бы то ни стало, погубить Человека, как конкурента. Более того, из-за этой ненависти, Самаэль потерял свой прежний высокий духовный статус и превратился в того, кого мы называем Сатаном, Злым Началом, Ангелом Смерти.[1]

Он сколотил целую армию, всё назначение которой состояло — сбить человека с толку, принизить его или любым путём изжить его из этого мира. Чтобы такое осуществить, Самаэлю следовало отыскать мостик между духовным миром, в котором он обитал, и который был его стихией, и материальным миром, куда был помещён Адам. Требовался своеобразный проводник, некто, кем можно было воспользоваться в качестве материального орудия своего замысла, живого воплощения зла. Самаэль внимательно рассмотрело все твари, и не нашёл никого, более подходящего для этой цели, чем Нахаш.[2]

Среди животных, созданных Творцом, Нахаш, отличался от всех других и необычным строением тела, и особыми свойствами. Как и у многих других животных, первоначальный облик Нахаша впоследствии изменился.[3]

При Творении Нахаш принадлежал к виду, если можно так выразиться, «человекообразных» змей. Тогдашний облик Нахаша, как нельзя лучше подходил для испытания Первого Человека. Дальнейшие события показали, что это сработало.[4]

Сперва, как и человек, Нахаш обладал развитыми конечностями и был прямоходящим, а его способности и умения простирались дальше, чем у любого другого животного. К тому же, он не был покрыт шерстью, что также сближало его с человеком,[5] Впрочем, в отличие от человека, туловище его изгибалось так, что образовывало горбы, как у верблюда. Другими словами, сходство с человеком у Нахаша было весьма условным.[6]

Выбрав Нахаша для своей цели, Самаэль как бы «оседлал» его. Нахаш стал его «аватаром», материальной оболочкой, вместилищем духа зла, хотя однозначно относился к животному миру, к которому, выполнив задачу, он впоследствии и вернулся.[7]

Свою особую хитрость Нахаш приобрёл, сам попробовав плодов Эц а-Даат, ведь запрет на эти плоды был озвучен лишь для человека.[8] Разума эти плоды Нахашу не прибавили, но дали возможность сделаться орудием зла, чуть расширив воображение.[9]

На самом же деле, в мире существуют лишь два вида по-настоящему разумных тварей, и только они обладают способностью к членораздельной речи: некоторые виды малахим — ангелов — созданные быть проводниками желаний Творца, — их местом пребывания был духовный мир, — и Человек, обладающий возможностью выбрать между добром и злом. Человек, способный постигать обе стихии — материальную и духовную. В наше время добро и зло борются внутри человека, но поначалу это было не так. Зло представляло собой внешний фактор, как непогода у порога запертого дома, тщетно пытаясь проникнуть внутрь.[10]

Адам обратил внимание на Нахаша в тот момент, когда тот, подобно другим тварям, был ему представлен. Нахаш ожидал получить своё имя, однако случилось нечто большее. Разгадав необычные возможности Нахаша, особенно его способность к обучению, Адам сделал его кандидатом на партнёрство и взаимопомощь. Это было ещё до Хавы, но и с её появлением Нахаш остался «другом семьи», исполняя обязанности, то ли помощника, то ли ученика. Управляемый Самаэлем, Нахаш научился складно говорить, и, более того, воспылал страстью к Хаве, задумав занять место самого Адама.[11]

Нахаш, не без помощи Самаэля, был чем-то приближающимся к разумному существу. Он, как уже сказано был физическим носителем зла и всюду следовал за Человеком. Нахаш надеялся избавиться от хлопотной ноши, передав её Адаму.

Не зря Нахаш был так заинтересован в духовном падении человека. Рано или поздно эти два существа должны были столкнуться. Выбор оставался за Человеком, и, как выяснилось, он устоять не смог. Достаточно было человеку однажды впустить в себя зло, и это обрекло его на бесконечную борьбу с дурным началом.

Нахаш превосходил остальных животных, помимо прочего, в свойстве, которое наиболее развито у человека — визуальные впечатления, связанные с получением удовольствия, пробуждали в нём соответствующие желания и стремления.[12]

Нахаш дошёл до того, что приревновал Хаву к её супругу. Увидев, как они вступают друг с другом в близость, Нахаш ощутил вожделение к Хаве. И это было явлением, выходящим за обычные рамки. Ведь все твари испытывают влечение только к особям своего вида. Да и у Нахаша не было недостатка в самках. Даже если предположить, учитывая особенные свойства Нахаша, что его зажёг тот факт, что Адам и Хава любили друг друга на глазах у всех, то такие тонкости, как стыд, не трогали его. Проблема заключалась в другом. Нахаш заметил необыкновенную привязанность Хавы к своему мужу, совершенно не свойственную особям его вида, да и вообще — животному миру, где проявляют чувственность только в момент спаривания или когда заботятся о потомстве. Здесь же, у человеческой пары, женщина накрепко прилеплена к мужу, сливаясь с его плотью, от которой она и взята. Эти родство и близость несравнимы даже с родством брата и сестры, которых также связывает общее происхождение, однако не приближалось к полному единению, к которому стремилась первая женщина в отношении своего мужа.[13]

Как уже сказано, Нахаш по изначальной своей природе, не принадлежал к виду «медабэр» — «разговаривающий», к которому относится лишь человек. Но от других животных Нахаш всё же отличался.

Умение пользоваться членораздельной речью, о которой упоминалось выше, предоставил Нахашу всё тот же Самаэль. В результате, его змеиное горло получило временную возможность воспроизводить человеческую речь. Как это понимать? Любое создание в мире, любой вид, будь то животное или даже растение, имеют своего особого малаха, своеобразную ниточку Творца, которая ответственна за этот конкретный вид и следит за его исправным рождением и ростом, предотвращая исчезновение из этого мира. Малах повторяет все особенности и свойства тех тварей, к которым приставлен, но в «параллельной», духовной сфере. Так и Самаэль, как уже отмечено, заняв места малахаНахаша, ощущал зависть к возвышенной природе Адама, в то время как сам Нахаш — материальная часть тандема — испытывал зависть и плотское влечение к Хаве.[14]

Более того, в конечном счете, оказалось, что это влечение не прошло бесследно, оно оказало определённое влияние на первых сыновей Адама — Каина и Эвеля. Их внешний облик, не говоря уже о духовной природе, под влиянием духовной нечистоты, пришедшей от Нахаша, претерпел определённые изменения.[15]

Мудрость и способности Нахаша нельзя было назвать разумом в обычном понимании этого слова. Скорее, это была хитрость и навыки особенного свойства, которыми могут обладать даже существа с пониженным интеллектом. Эти особи умеют ввести в заблуждение и хитрить, не проявляя при этом особого ума и от того, как правило, с дурной целью.[16]

Нахаш воспользовался заблуждением Адама и Хавы. Он показал Хаве, что прикосновение к Дереву не ведёт к смерти, как она считала. Нахаш утверждал, что плоды подарят ей невыразимые ощущения, а также умножат их с Адамом возможности до такой степени, что наделят способностью, подобно Творцу, создавать новые миры. И это, по словам Нахаша, Творец желает от них скрыть.[17]

Отведав плод, Хава отнесла его Адаму, находившемуся в другой части Ган Эдена. Она передала ему слова Нахаша, и Адам, считавший, что поедание плода, само по себе — не является сутью запрета, послушался жену.[18]

Даже если у Хавы и возникли сомнения по поводу поедания плода, она уже не могла не дать Адаму плоды. И в этом была доля коварства. Она считала, что их судьба с мужем неразлучна, и всю ответственность они должны делить пополам.[19] Впрочем, она отведала плод дважды, тогда как Адам — лишь один раз.[20] Свою часть плода получил и появившийся к тому часу Каин, вместе со своей сестрой-близнецом.[21]

Нахаш дорого заплатил за свою неприглядную роль. Он посягнул на то, что его не касалось, и пренебрёг тем, что ему было дано. Нахаш, в потенциале главный среди животных, не только не достиг своей цели, но и потерял то, что имел. Вместо того, чтобы стать царём зверей, Нахаш превратился в самое презираемое и проклятое из них.[22]


[1] Пиркей де-Раби Элиэзер, пояснение Маарзо

[2] Пиркей де-Раби Элиэзер, 13

[3] Дьюкей а-Тора, раби Ицхак Вольф, Берейшит Рабо, 19,3

[4] Рав Саадия Гаон, в соответствии с Берешит Рабо, 20, 5.

[5] Мошав Зкеним, 2, 25

[6] Пиркей де-Раби Элиэзер, там

[7] Пиркей де-Раби Элиэзер,13, 17-21

[8] Хизкуни

[9] РаДаК, Сфорно.

[10] Зоар а-кодеш, 38

[11] Хашукей Кесеф, раби Моше Сильвер.

[12] Сфорно

[13] Мальбим

[14] А-нацив

[15] Берешит Рабо,7

[16] Адерет Элияу, Мальбим.

[17] Толдот Ицхак

[18] РаДаК

[19] Рабейну Бхайе

[20] РаДаК

[21] Хизкуни

[22] Ликутей Бавли вэ Йрушалми, Берешит,3, 14


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…