Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Человек, Ешива, Счастье, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И я помещу Обитель Мою среди вас, и не возгнушается вами душа Моя. И Я буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом» (Ваикра 26:11-12<).
Эти стихи Торы, повествующие о Б-жественном присутствии, Раши разъясняет так: «“И Я буду ходить среди вас…”[1] — Буду ходить с вами в Ган Эдене, и вас не охватит ужас. Может быть, при этом вы не будете трепетать передо Мной? Об этом сказано: “…и буду вам Б-гом”»[2]. То есть, следуя манящему зову дурного побуждения, человек может дойти до таких гнусностей и настолько разрушить себя, что раскрытие перед ним Б-га (истинной реальности) приведет его в ужас от состояния, в котором он находится, от его духовной формы…
Люди созданы для возвышенной духовной жизни и счастья на земле… Так задумал Всевышний, сотворив их «по Своему образу и подобию», и даровал им многие наслаждения и радости. Все мироздание полнится изобилием милосердия и блага, чтобы они удостоились вечного счастья и наслаждались сиянием Б-жественного присутствия и близостью Г-спода в этом и в Грядущем мире.
Однако остается открытым вопрос: что действительно приводит человека к истинному возвышенному счастью, а что предлагает лишь временное удовлетворение низменных страстей, постепенно разрушая его жизнь? Об этом сказано в Торе в главе Ницавим: «И будет: услышав слова этого договора проклятия, он благословит себя в сердце своем, говоря: мир будет мне, когда я буду следовать зловолию сердца своего, и пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[3]. Если некто не опасается страшных наказаний, налагаемых на него великим Царем, то «Не благоволит Г-сподь простить его, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к этому человеку, и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь его имя из-под Небес»[4].
Тайное Учение определяет счастье человека как радость души в теле, что в полной мере раскроется лишь в Грядущем мире в Конце Дней. Важно понимать, что при воскрешении мертвых встанут из праха земли не старые больные и немощные тела, а произойдет воскрешение всего умерщвленного потомками Первого человека потенциала жизни. Это непосредственно следует и из святого языка: «Будет радость (שמחה) на Небесах и веселье (גילה) на земле…»[5], «Возрадуются Небеса и будет веселье на земле, и скажут среди народов: Г-сподь воцарился!»[6] Так этот стих Писания разъясняет Раши: «Когда миром правит человек — все печальны, поскольку не знают, насколько последователен его суд, но когда воцарится Всевышний, благословен Он, возрадуются Небеса и земля, и все праведники скажут: теперь воцарился Г-сподь…»[7]
Изрек царь Давид: «Да будет слава Г-спода навеки, возрадуется Г-сподь деяниям Своим»[8]. Радость возникает в результате изменения — возникновения чего-то нового, неизведанного, расширения жизненности, однако сказано: «…и нет ничего нового под солнцем»[9], а в Высшей небесной реальности — есть. На земле нет радости (שמחה), но есть некий ее прообраз — веселье (גילה), суть которого — более глубокое раскрытие истины, известной прежде.
[1] Ваикра 26:12.
[2] Раши, там же.
[3] Дварим 29:18.
[4] Дварим 29:19.
[5] Теилим 96:11.
[6] Диврей Аямим (I) 16:31.
[7] Раши, там же.
[8] Теилим 104:31.
[9] Коэлет 1:9.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.