Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношения между учёными, как и вообще между людьми, полны не только улыбок, признания и поддержки, но и обид, зависти и конкуренции. Поэтому те, кто знакомы с академическим миром изнутри, гораздо меньше склонны обожествлять учёных.

Учёный — в первую очередь человек

На первый взгляд, авторитет миллионов ученых, работающих в монументальных университетских комплексах и лабораториях, имеющих доступ к многомиллиардным бюджетам, дающих интервью популярным журналам, кажется незыблемым и несокрушимым. Но если рассмотреть этих учёных по отдельности, да ещё под увеличительным стеклом, то проявится другая картина.

Эйнштейн пишет в своей автобиографии[1]: «Храм науки —строение многослойное. Различны пребывающие в нём люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях…»[2]

Безусловно, можно найти среди учёных тех, кто движим желанием познания, но гораздо больше тех, кем движет жажда славы, будь то борьба за личную значимость в научном мире или желание стать лауреатом Нобелевской премии. А порой, наоборот, ими движет не жажда личного успеха, а страстное стремление ниспровергнуть и унизить некого корифея…

Не следует также забывать, что большинство учёных в своей повседневной деятельности в основном руководствуются задачами практическими, такими как завершение диссертации, публикация статей, выживание или продвижение по академической лестнице, получение достойной зарплаты[3].

Редки те учёные, которые способны отвлечься от конкретного исследования, попытаться осмыслить науку в целом и в результате объективно оценить пределы её авторитета. Ещё более редки учёные, которые пытаются разобраться в философии науки, полагая, что научное понимание реальности не связано и с его философским осмысливанием.

Учёные не всегда разбираются в вопросах, выходящих за пределы науки, и научная степень в этом не помогает. Острый и критичный ум помогает учёным проводить исследования и писать статьи в научные журналы, но когда они делятся собственным мнением, ведут личные блоги или дают комментарии, зачастую выпирает предвзятость, стремление пропагандировать свои мысли без малейшей попытки понять другие мнения.

Учёные — в первую очередь люди. Как и все люди, учёные психо-логичны, они могут быть пристрастны и предвзяты[4], могут ошибаться и руководствоваться в научном поиске каким-то «ненаучным» интересом[5].

И отношения между учёными, как и вообще между людьми, полны не только улыбок, признания и поддержки, но и обид, зависти и конкуренции. Поэтому те, кто знакомы с академическим миром изнутри, гораздо меньше склонны обожествлять учёных.

Совсем нельзя исключать и возможность подтасовки результатов научных исследований[6]. Также встречаются примеры пренебрежения фактами, зачисления себя в авторы работ без реального участия в них, выдачи «правильных» данных под давлением заказчика.

Конечно же, сказанное ни в коем случае не является попыткой представить учёных как обманщиков и тем более пренебречь их достижениями. Большинство учёных — честные и порядочные люди. Да и случаи обмана и подтасовки фактов в конечном итоге разоблачаются. Ведь наука — это коллективный труд многих учёных, где постоянно работает механизм взаимного контроля, и с течением времени обман и ошибочные результаты выявляются и исправляются.

Тем не менее, на негативные явления в научной среде не следует закрывать глаза.


[1] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. IV. М.: Наука, 1967. С. 39-41.

[2] Стоит привести ещё одну цитату из этого дневника: «Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, — это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из шумной и мутной окружающей среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух и наслаждается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности».

[3] Хотя порой публикации в известных научных журналах волнуют их больше, чем денежный заработок.

[4] Если понаблюдать за прениями довольно авторитетных учёных, можно обнаружить, что весь спор часто сводится к «моё мнение правильное, а твоё мнение неправильное».

[5] Яркое описание человеческого фактора в приверженности той или иной модной теории можно найти в книге Л. Смолина «Неприятности с физикой» (с.102): «потрясающая самоуверенность», «ощущение отождествления себя с группой, похожего на отождествление по религиозному вероисповеданию»; «безразличие и незаинтересованность в идеях, мнениях и работах экспертов вне их группы»; «склонность интерпретировать свидетельства своих исследований оптимистичным образом», и т.д. Или (с.104): «Атмосфера была не философской; она была жесткой и агрессивной, доминировали нахальные, самоуверенные и самонадеянные люди, в некоторых случаях оскорбительные к тем, кто не соглашался с ними».

[6] В журнале PLОS One было опубликовано интересное социологическое исследование. Авторы провели опрос среди ученых: фальсифицировали ли те свои данные, замечали ли фальсификации у коллег, совершали ли иные сомнительные действия в процессе исследования? В результате около 1,75% ученых признались, что хотя бы раз фальсифицировали данные, а более 30% призналось в прочих нарушениях. Цифры заметно изменились, когда ученых стали спрашивать про коллег. Выяснилось, что 14% участников опроса замечали случаи фальсификации данных у коллег, а 72% видели прочие нарушения. Авторы работы отмечают, что большее доверие, по-видимому, вызывает именно вторая часть статистики, поскольку на вопросы о себе многие исследователи отвечали зачастую не совсем честно. Кроме того, социологи установили, что количество нарушений практически не зависит от страны проживания учёных. См.: Fanelli, Daniele. How Many Scientists Fabricate and Falsify Research? A Systematic Review and Meta-Analysis of Survey Data. PLOS One. 2009. Vol.4. No.5.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…