Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Толдот, Яков, Ицхак, Эйсав, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Поэтому назвался Яаков…»[1].
Следует разъяснить эти слова Эйсава: Разве Яаков сам дал себе имя? Ведь так назвал его Ицхак, его отец. В таком случае Эйсав должен был сказать Ицхаку: «Поэтому назвал ты его Яаков». Можно разъяснить это с помощью притчи.
Притча.
У одного бедняка, сына праведных людей, были родственники в далеком городе. Главы его общины дали ему впечатляющее рекомендательное письмо к ним, в котором свидетельствовали, что этот человек, Йосеф сын Шимона, является их родственником, и проживал в этом городе. Он отправился в путь к этим родственникам, и к нему присоединился по дороге еще один бедняк. Ночью этот другой бедняк украл у Йосефа рекомендательное письмо и поспешил добраться первым до его родственников, прежде, чем до них доберется сам Йосеф. Родственники дали этому человеку большую сумму, так как не подозревали, кто он на самом деле. Когда Йосеф добрался до места проживания своих родственников, встретил того бедняка, который возвращался от них с деньгами, понял, что наделал этот обманщик, схватил его и повел в еврейский суд. Вор обратился к нему: «Что ты от меня хочешь? Вот, я верну тебе рекомендательное письмо, и отправляйся к своим родственникам». Заплакал Йосеф и сказал: «Негодяй! Если бы ты представился моим родственникам своим именем — Тодрос, как назвал тебя отец, то я смог бы явится к ним и сказать, что я Йосеф сын Шимона, брата их отца. А теперь, когда ты назвался моим именем и взял у них полагающиеся мне деньги, как я могу к ним пойти?!»
Это и хотел сказать Эйсав, что Яаков получил благословения обманным путем, сказав Ицхаку: «Я Эйсав, твой первенец»[2]. Когда Эйсав услышал об этом, издал вопль и сказал Ицхаку: «Поэтому назвался Яаков…» — если бы Яаков назвался своим именем, ты не дал бы ему благословения, которые приготовил для меня! Но из-за того, что он обманул тебя и назвался Эйсавом, ты отдал ему мои благословения. Поэтому Эйсав и сказал: «Разве назвался Яаков» — поэтому Яаков не назвался своим именем и обошел (яаквени) его уже два раза! И вот еще одна притча, которая иллюстрирует, почему кричал Эйсав.
Притча.
Один человек украл у другого дорогую вещь и спрятал в своем шатре. Ночью к нему прокрались воры и украли ее. Он ходил, плакал, стенал и кричал, что у него украли дорогую вещь. Когда его спрашивали, что это было, и просили описать признаки, по которым эту вещь можно было бы узнать, он не отвечал, а только продолжал кричать и плакать.
Так и Эйсав, он стеснялся признаться отцу, что сильно желал благ этого мира, ведь приходя к нему, он прикидывался святым человеком. А теперь ему неудобно было кричать о том, что утратил благословения на материальные блага. Поэтому попросил отца общей фразой:
«Благослови и меня, отец»[3], не сказав, чем именно благословить. И отец ответил: «Пришел брат твой, и хитростью забрал твои благословения»[4].
[1] Берешит 27:36
[2] Берешит 27:19
[3] Берешит 27:34
[4] Берешит 27:35
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.