Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки теце, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Если же (случится так, что) ты не захочешь (хафацта) ее, то отпусти ее»[1].
Следует понять, чем отличаются слова хефец и хешек, которые означают несколько разные виды желания. Ведь выше сказано: «И увидишь среди пленных красивую женщину… и возжелаешь (хашак — та) взять ее»[2]. Для того чтобы разъяснить эту разницу, приведем сначала стих: «И были в глазах его как несколько дней, из любви к ней»[3]. Наши ощущения говорят нам обратное: когда человек сильно что-то любит и хочет поскорее получить, но ему приходится ждать, то день кажется ему годом. Я писал уже об этом в книге «Коль Яаков», когда разъяснял стих: «Обещаю тебе, лежи до утра»[4]. Здесь же я дам другое объяснение, и для этого следует сначала привести сказанное: «Приятность — ложь, и тщетна красота, богобоязненная женщина будет прославлена»[5].
Знай, что в мире существуют два вида любви: материальная и духовная. Материальная любовь связана с телом человека, и знаком ей является ощущение срочности. Когда в человеке просыпается вожделение, он не успокоится, пока не получит свое. Духовная любовь протекает совсем по-другому. Если человек понимает, что ему следует подождать, ему это не доставляет досады. И как человек может любить двумя видами: телом и душой, так и тот, кого любят, тоже может быть любимым из-за его тела, как в этом отрывке Торы, где говорится о красивой пленнице, а может быть любимым за его душевные качества — доброту, щедрость и т.д. — за них любят, например, праведника или мудреца. Эта возвышенная любовь, когда человек любит кого-то душой, за его душевные качества, принадлежит самому этому человеку. Но любовь тела к другому физическому телу, это любовь служителя, ведь тело служит человеку, и это то, что сказано: «Приятность — ложь, и тщетна красота…». Но «…женщина, боящаяся Б-га, будет прославлена» — самими людьми, их драгоценной душой. Мишлей использует повтор: «Приятность — ложь, и тщетна красота.», так как речь идет и о том, кто любит и о том, кто любим. Приятность исходит от любящего. Она является ложью, ведь на самом деле, она исходит не из души человека, а от его тела. И любимый — любимо его тело, а не он сам — все это ложь. Потому в случае физической любви, люди так спешат ее удовлетворить — у них нет уверенности в том, что она продлится. Но когда речь идет о любви духовной, то любящий и любимый не расстанутся, а потому им нет нужды спешить.
Притча.
Один купец обещал другому, что даст ему в кредит столько товара, сколько он захочет. Он уговаривал его много дней. Однажды этому второму купцу понадобилось купить простую одежду для слуги, и первый купец потребовал немедленной уплаты. Тот удивился: «Ты же мне обещал дать все, что я захочу, в кредит!» Первый купец ответил: «Во-первых, эта одежда не моя. Ее купил мой слуга, в надежде заработать. А во-вторых, ты тоже не покупаешь эту одежду для себя, а для слуги. А вдруг он оставит тебя? Тебе нелегко будет от того, что придется платить за потерянное».
Смысл этой притчи в том, что любовь тела к телу спешна и скоропалительна, ведь это любовь между слугами. В конечном итоге они разойдутся. Значит, им надо спешить, пока один из них не удрал. Но любовь, которой Яаков любил Рахель, была иной. Он любил ее, а не ее «слугу»: ее прекрасную душу, ее характер. А значит и спешки не было. А потому, из-за того, что его любовь к ней была духовной, он мог ждать, и долгое ожидание показалось ему коротким. И поэтому подчеркнуто: «.поскольку любил ее»[6].
Что касается разницы между словами хефец и хешек, я уже затронул тему желания, толкуя стих: «Возжелала душа моего сына Шхема вашу дочь»[7]. Желание хешек — это духовное, как сказано: «Только праотцов твоих возжелал Б-г». Желание хефец же используется, когда говорят о материальном, физическом. Поэтому Хамор, отец Шхема схитрил, и сказал, что его сын возжелал дочь Яакова, то есть хотел взять себе девушку из высокопоставленной семьи, из семьи великих. Мол, он возжелал Дину, так как она из праведной семьи Яакова, а не за ее красоту, а следовательно, его желание духовное. Писание же раскрыло его ложь: когда сыновья Яакова потребовали, чтобы все мужчины в городе сделали обрезание, сказано о Шхеме: «И не замедлил юноша сделать это»[8]. Его поспешность доказывает, что на самом деле, его любовь к Дине была физической.
Теперь пойми, что здесь, в случае с красивой пленницей, дурное начало станет уговаривать человека, что она лучше еврейской женщины — она прекрасное создание, будет усердно трудиться, а ты будешь жить в достатке, и сможешь все свое время посвятить служению Творцу. А что может быть прекраснее этого? И об этом сказано: «И увидишь среди пленных красивую женщину… и возжелаешь (хашакта) взять ее». Ты думаешь, что это душевная привязанность. Тора советует не действовать поспешно, а выждать какое-то время. Тогда ты сможешь разобраться: действительно ли это душевная привязанность, или это любовь физическая. Когда возьмешь ее к себе домой и выполнишь все, что велено в Торе, убедишься, сохранилась ли твоя привязанность. И «Если же случится так, что ты не захочешь (хафацта) ее, то отпусти ее» — если окажется, что здесь не было душевной привязанности, а только физическая, то отпусти ее, отправь из своего дома.
[1] Дварим 21:14
[2] Дварим 21:11
[3] Берешит 29:20
[4] Рут 3:13
[5] Мишлей 31:30
[6] Берешит 29:20
[7] Берешит 34:8
[8] Берешит 34:19
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.