В главе «Бехукотай» описан выбор, который Всевышний дал евреям. Творец указал, что успех и благополучие — либо беды и неудача еврейского народа в стране Израиля — целиком зависят от их поведения. Если евреи идут путями Торы, сбывается сказанное: «Я дам ваши дожди в свое время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои. И достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева. И будете есть хлеб ваш досыта, и будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле... и падут ваши враги пред вами от меча» (там же, 26:4-7).
В случае если евреи будут нарушать заповеди Торы, произойдет следующее: «А если при том не послушаете Меня, то буду еще карать вас… и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь. И тратиться будет напрасно ваша сила, и не даст ваша земля своего урожая, и дерево не даст своих плодов…» (там же, 26:18-20). Тора продолжает: «А если при этом Моего назидания не примете и ходить будете со Мной непостоянно, то Буду ходить и Я с вами непостоянно, и поражу вас… и преданы будете в руки врага…» (26:23-25). Четвертое предупреждение грозит самой тяжкой карой: «И опустошу Я землю... А вас рассею между народами… Я вселю робость в их (евреев) сердца на землях их врагов, и будет преследовать их шорох листа… И потеряете вы [друг друга] среди народов, и пожрет вас земля ваших врагов…» (26:32, 33, 36, 38, 40).
Б-г руководит миром, наказывает за нарушения и награждает за добрые дела. Но не всегда этот принцип виден невооруженным глазом. Бывают ситуации, когда люди, следующие путями Торы, страдают, а злодеи ведут богатую и благополучную жизнь.
Рамбам указывает, что в этом мире нет прямого, окончательного расчета. Что же означают предсказания, упомянутые в нашей главе? Мы знаем, что в нашем мире мы не всегда наблюдаем прямую зависимость между действиями человека и тем, что с ним происходит. Рамбам поясняет: обещания Всевышнего касаются именно жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль, где судьба сынов Израиля не будет идти по естественным законам природы (и даже окружающие их народы, которые будут следить за жизнью евреев в своих странах, заметят это).
Предсказание завершается словами об изгнании евреев из Эрец-Исраэль и рассеянии в странах их врагов. При этом Всевышний обнадеживает евреев: «Но при всем этом, когда они будут в земле своих врагов, Я ими не пренебрегу и не отвергну их [до того, чтобы] их истребить, нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г-сподь, их Б-г» (26:44).
Тора предсказывает еврейскому народу изгнание и рассеяние среди врагов. Вместе с тем, Тора предсказывает евреям вечное сохранение. Ведь Творец даровал сыновьям Израиля вечность, не смотря ни на что. И в галуте евреи идут путем, которым их ведет Творец, путем, которому неподвластны обычные законы истории.
Совершенно понятно, что переселение (тем более – бегство) в чужую страну, пребывание в ней – состояние дискомфортное, а Тора к тому же называет страны изгнания не просто чужими, но – землей врагов. Оно не просто дискомфортное, оно очень небезопасное. Две основные опасности, что подстерегают еврейский народ в изгнании (галуте), – угроза физического преследования и угроза утраты духовности. В этом стихе Всевышний обещает, что сохранит Свой народ и физически (не даст его истребить), и духовно (сохранит Свой завет с ним).
Как это происходит? Какими способами, какими «маневрами» Всевышний проводит Свой народ между опасностями? Ведь представить себе, что евреи выжили и сохранились как народ в многовековых изгнаниях естественным путем, просто невозможно. История еврейского народа – единственный в истории пример подобного выживания. Это чудо.
Всевышний ведет евреев, как канатоходца по канату. Об одном из «приемов» Всевышнего в спасении евреев от физического уничтожения говорит в своей книге «Перед приходом Машиаха» рав Эльханан-Буним Вассерман, один из крупнейших еврейских мудрецов 20 века. (Когда началась Вторая мировая война, рав Вассерман находился в США. Лучше многих других понимая, что происходит, он, тем не менее, вернулся в Польшу к своим ученикам и вместе с ними погиб в каунасском Девятом форте.)
В своей книге в главе «Дела отцов» рав Вассерман пишет: «Мидраш снабдил нас замечательным ключом к пониманию сообщений Торы: «Дела отцов – знак для сыновей». В повествованиях Торы – вся история еврейского народа от первых до последних дней. В разделе «Ваишлах» описывается встреча Яакова с Эсавом, в которой содержится намек на жизнь евреев среди других народов».
В п. 22 главы «Пастыри» мы читаем: «Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (начало раздела «Ваишлах»). В нем говорится: «а оставшийся лагерь предназначен для спасения» (Берешит, 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, служащая им убежищем. Во время изгнания из Испании перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия». А в п. 23 рав Эльханан-Буним пишет: «И положите расстояние между стадами» (Берешит, 32:16). В эпоху галута преследования евреев всегда чередовались с передышками».
Случалось в какие-то периоды в разных странах, что жизнь евреев была достаточно спокойной. Как ни странно, надо сказать, что такое благополучие в известном смысле более опасно для нас, чем преследования. Чем угрожает существованию еврейского народа спокойная жизнь, которая порой выпадала нам в изгнании? Духовным смешением. В новой обстановке естественно желание приспособиться к среде, быть как все. Для того чтобы плыть против течения, оставаясь самим собой, нужны огромные силы. Один из способов, которым Всевышний спасает Свой народ от ассимиляции, – скитания.
Рав Меир-Симха А-Коэн в комментариях на главу «Бехукотай» в своей книге «Мешех хохма» размышляет о том, что евреям случалось приживаться на чужом месте, особенно если власти в этих странах хорошо к ним относились. Большая часть его рассуждений относится к восточноевропейскому еврейству. Он пишет (цитирую по книге моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, «…Чтобы ты остался евреем», где отец приводит этот отрывок): «Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: «Ложь то, что передали нам отцы». Евреи начнут забывать свое происхождение… оставят учение своей веры, начнут изучать чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он – пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной… Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: «Ты – еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!» Вырвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык – это лашон кодеш (святой язык, иврит), а чужие языки – как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только слова Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Машиаха, и придет он, и спасет…»
Эти слова рав Меир-Симха написал не только задолго до начала Второй мировой войны, но задолго до прихода к власти Гитлера (рав Меир-Симха скончался в 1926 году). На каком основании он писал о грядущей «страшной буре»? Как мог он ее предвидеть? Он находил предсказание такого вмешательства Всевышнего в судьбу евреев в Торе, в словах о том, что евреи не будут знать покоя и отдыха, находясь на чужой земле: «Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне …» (Дварим, 28:65). Стоит им забыться, вычеркнуть из памяти, что они пришельцы, как Всевышний посылает бурю, она перемещает спасшихся на новое место, и это тяжелое потрясение становится для народа возможностью духовного очищения.
Так «маневрирует» Всевышний, спасая евреев от духовной гибели угрозой физического уничтожения и спасая их от физического уничтожения подготовкой «посадочной площадки» и «передышками». И в Эрец-Исраэль, и в галуте жизнь не идет обычным путем, а движется согласно плану, начертанному Б-гом.
Нам всегда радостно читать и слышать о чудесах и спасении из трудных обстоятельств, приходящих к нам от Всевышнего, и трудно осознавать, что и тяжелые события нашей жизни имеют источником Его волю. Однако это так. В трактате Талмуда «Бава батра», 73б Раба бар бар Хона рассказывает одну из своих известных агадот (агада – некая история, нередко фантастического содержания, понимать которую часто следует аллегорически). Однажды, рассказывает Раба бар бар Хона, мы шли на корабле и увидели рыбу. Она была покрыта песком, и на ней росла трава. Мы подумали, что это суша, спустились с корабля, начали печь и варить на ней, а когда рыбе стало жарко, она перевернулась. Не будь корабль близко, мы бы потонули.
Мой отец рав Ицхак Зильбер объяснял эту аллегорию от имени своего отца. Речь тут идет о евреях, говорил он. Им кажется, что место, где они обосновались, – это прочный, надежный остров. А это не остров, это рыба, которая в любой момент может перевернуться.
Всем нам свойственно сближаться с людьми, которые нас окружают, ценить культуру и язык стран, куда нас забросило рассеяние. Даже возвращаясь к своим корням, узнавая про субботу и кашрут, делая первые попытки соблюдения Торы, многие из нас продолжают чувствовать себя частью народа, среди которого они живут. А нам нельзя забывать, что мы евреи, иначе мы не сможем выполнять возложенные на нас обязанности. Вот поэтому-то Всевышний и не дает нам нигде укорениться, пустить корни. Где бы мы ни были, кроме Эрец-Исраэль, мы всегда должны помнить, что мы – не коренное население.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.