Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец поместил перед еврейским народом благословение и проклятие. Если мы последуем Его заповедям, наша жизнь будет иной.

«Да будет слава Г-спода навеки, возрадуется Г-сподь деяниям Своим»[81]. Сегодня, в первый день недели главы Шофтим, я хочу немного добавить к сказанному прежде. Вам могло показаться, что вначале я слишком пространно говорил о том, что Б-г сотворил Свой мир для радости всего Творения, но знай, сын мой, что в действительности я был в этом предельно краток. Ведь тот, кто задумается о мироздании и о его целях, будет глубоко потрясен тем, сколь безграничное благо уготовано людям ко времени, когда «возрадуется Г-сподь деяниям Своим». В этом стихе Теилим не сказано «радуется», а именно «возрадуется»[82], — в будущем, когда придет время одарить их благом, как подобает всемогущему Творцу, все чаяния Которого — оказать безграничную милость всем своим творениям. Когда человек осознает это, он испытает глубокое потрясение, порождающее в нем страстное стремление быть среди тех, кто обрел милость в глазах Б-га, ибо не счесть уготованных им наслаждений. Именно такой человек любит себя по-настоящему, а вовсе не тот, кто, как глупец, стремится к наслаждениям этого мира. И об этом очень многое можно сказать[83].

Здравый смысл убеждает нас в правильности сказанного выше. И Тора подтверждает наше рассуждение: «Смотри, Я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие»[84]. Раши объясняет, что речь идет о благословениях, произнесенных на горе Гризим и проклятиях, прозвучавших на горе Эйваль. В Торе об этом сказано так: «И будет, когда приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, на землю… для овладения ею, то дай (произнеси) благословение на горе Гризим и проклятие на горе Эйваль»[85]. Это повеление означает: не думайте, что дарованием Торы Я водрузил ярмо на ваши шеи, как это может вам показаться на первый взгляд. На самом деле: «Смотри, Я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие. Благословение — если вы будете следовать заповедям Г-спода, вашего Б-га…»[86], и тогда вы действительно поймете, сколь великое благословение Я дал вам, повелев исполнять Тору, не говоря уже о награде за ее исполнение. «И проклятие, если не станете внимать заповеди Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня…»[87] Таким образом, если вы последуете, то поймете, какое благословение, дарованное вам Б-гом, заключено уже в самом исполнении Торы, не считая награды, даруемой в будущем. Да удостоимся мы глубоко понять то, что раскрыто перед нами, и тогда несомненно трепетно исполним!

Я хотел бы завершить эту тему чем-нибудь удивительным, но сейчас мне тяжело писать. И смотри комментарий Раши на стих Торы: «Соблюдай и внемли всем этим словам, которые я заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек, если будешь делать доброе и угодное в глазах Г-спода, Б-га твоего»[88]. Я указал на этот комментарий Раши на случай, если я все же напишу тебе то, что хотел, только бы мне не забыть разъяснения этому!

Твой отец, благословляющий тебя всяким благом навечно.


[81] Теилим 104:31.

[82] Ялкут Шимони, часть 2, 811.

[83] Сказано в Талмуде: «Награда за исполнение заповедей не дается в этом мире…» (Кидушин 39б). Мудрецы Мусара разъясняют, что физическое удовольствие всего человечества за всю историю жизни людей на земле, собранное вместе, недостаточно для награды даже за самую легкую заповедь, однажды исполненную одним человеком. Поэтому проекция награды Грядущего в нижнем мире — это средство для дальнейшего еще лучшего соблюдения заповедей в состоянии покоя души. — Примечание редактора

[84] Дварим 11:26.

[85] Дварим 11:29.

[86] Дварим 11:26-27.

[87] Дварим 11:28.

[88] Дварим 12:28.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…