Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В день Рош аШана, когда Царь устанавливает землю судом, мироздание предстает перед своим Творцом на суд: реализует ли оно цель, ради которой было создано?

Восхваление в гимне

«Сказали ангелы служения перед Всевышним: Властелин мира, почему Израиль не говорит песню перед Тобой в Рош аШана и в Йом Кипур? Сказал им: Возможно ли, Царь сидит на троне суда, и книги живых и книги мертвых раскрыты перед Ним, и Израиль поет песнь?!» (Рош аШана 32). Однако же Псукей деЗимра (Гимны перед молитвой) читают в эти дни, и здесь нет противоречия. Наоборот: суть этих гимнов — выразить восхваление Всевышнему, которое идет от сотворения природы, от природного управления. Ведь Рош аШана — это день Творения, когда человек был создан и поставлен под это природное управление, управление Суда, когда природа скрывает свет и существование Творца. Человек должен прорвать завесы природы и озарить тьму скрытия, воцарить Творца над всеми созданиями.

Читая Псукей деЗимра, гимны перед молитвой, выражающие славу Всевышнего в природе, человек готовится предстать перед Царем в молитве. Тем самым он удостаивается найти милость в Его глазах в этом служении: воцарить Его над природой. Ведь природа могла бы восприниматься как обладающая самостоятельной властью. Миссия человека — сорвать покрывало и раскрыть, что вся эти природная система поет гимны своему Создателю, Господину всех миров.

В день Рош аШана, когда Царь устанавливает землю судом, мироздание предстает перед своим Творцом на суд: реализует ли оно цель, ради которой было создано? Как сказано в мидраше Букв раби Акивы: «Откуда мы знаем, что Всевышний сотворил небо для песни? Как сказано: “Небо рассказывает славу Б-га”… А откуда мы знаем, что со дня, когда сотворил Всевышний землю, она говорит перед Ним песнь? Как сказано: “От крыла земли гимны мы слышали”. “От крыла земли” — это управление Суда, порождающее природное управление, которое как бы скрывает, “покрывает крылом” раскрытие единства Творца».

Но управление Единства — «с неба» говорит перед Ним песнь!

***

Восхваление в песне

Как говорится в приведенной выше Гемаре, нет места для песни в день Суда. И даже во время суда над злодеями, нет места для песни: «Хотели ангелы служения сказать песнь перед Всевышним (когда евреи перешли через Красное море). Сказал им Всевышний: “Дела рук Моих (египтяне) тонут в море, а вы говорите песнь?!” (Мегила 17)». Ведь суть песни — восхваление Всевышнего, идущее от управления совершенного Единства. Управления, которое выше границ природы и ограничений времени. Управления, в котором есть отсвет «того дня», когда раскроется полное Единство, и в котором вообще нет никакой реальности у зла.

Вот как комментирует Маараль Песнь на море (Гвурот аШем 47): «Тогда (אז) воспел Моше эту песнь…». Иногда слово «тогда» указывает на прошлое: «Тогда сказала: Жених крови по обрезанию» и т.п. А иногда «тогда» указывает на будущее: «Тогда возрадуется девица в хороводе», «Тогда наполнит смех наши уста» и т.п. Словоאז (тогда) указывает на сейчас, которое отделено от времени… Ведь если бы оно указывало на время, то оно либо прошлое, либо будущее… и не может одно слово означать оба.

Попытаемся объяснить сказанное.

Раскрытие в песне

При рассечении Красного моря Израиль почувствовал на себе явный отсвет Управления совершенного единства. В этом откровении содержался весь ход событий в мироздании — от начала времен до воскрешения мертвых. Ведь в этом суть песни: обойти весь круг, который проходит мироздание, узреть движение, начитающееся и заканчивающееся в одной точке, когда все приходит на свое место. Поэтому на Святом языке слово шир, песнь, связано со словом «круг».

Это движение прорывает ограничения времени и освещает все отрывочные и разделенные мгновения замечательным единообразием, которое присоединяет их к одной цели — раскрытию единства Творца. Свет, который просиял в момент Рассечения моря, сверкал от одного конца мира до другого, подобно молнии, освещающей весь горизонт. Этот свет придавал смысл и форму всем событиям и явлениям в мироздании. «И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире,— все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): “И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне”. А сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, — ведь именно этому посвящена песня Аазину…» (Даат Твунот 34).

Сила ее притяжения

В этом секрет силы притяжения песни. Как и любая форма, она придает смысл и содержание разделенным объектам, притягивает их и объединяет в одну сущность. Таково свойство песни: выразить внутреннее содержание и смысл событий в мироздании и происшествий во времени. Тем самым она стягивает их в одно движение, единообразное в своем объеме. Всеобъемлющее течение, в котором есть одна форма и единое внутреннее содержание.

Отсюда проистекает ошеломляющая способность песни выразить ощущение отношения, оно же притяжение, человека к своему Творцу. Ведь ничто не приводит к любви к Творцу, как постижение глубин Его путей и понимание смысла Его воли в мироздании. Как объясняет Рамбам: «Как прийти к любви к Б-гу? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, — немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя» (Законы основ Торы 2).

Любовь — это чувство, проистекающее из самой сути человека. Оно заложено внутри него и толкает его объединиться с другим, со своим Творцом (числовое значение слов אהבה и אחד одинаковы). Здесь основа для постоянного самообновления внутреннего течения у того, кто поет свою песнь. «Подобно тому, как из родника каждый час течет новая вода, так Израиль говорит каждый час новую песнь» (Мидраш Шохер Тов).


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше