Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Страх, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
При освящении нового месяца принято говорить: «Давид, царь Израиля, жив и существует», поскольку его царство уподоблено луне, и в будущем обновится, как обновляется она. И Община Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, которая обновляется с солнцем, как сказано: «Ибо солнце и щит — Г-сподь». Поэтому устраивают веселье и танцы при освящении месяца, подобно веселью бракосочетания (Рама, Орах Хаим 428).
Выше объяснялось, что в сути небесного Царства, подобно солнцу, заложено даяние, благодеяние—. В противоположность этому, концепция собрания Израиля, партнера в нижних мирах в реализации Царства, это принятие влияния, подобное луне. Община Израиля — это «женское начало», которое «вновь прилепится к своему Мужу». «Луна подобна женщине, которая получает воздействие от мужчины; так и луна получает воздействие от солнца».
В этом основа понятий, освещенных выше в главе о сущности служения «преуменьшения себя». Предстояние в качестве недостающего, демонстрация своего недостатка перед дающим, трепет «в присутствии» до самоаннуллирования и стремление наполниться только ради воздействия на других. Царь Давид уподоблен луне, у которой нет ничего от себя, и потому он называл себя «нищим», так как у него есть только то, что дает ему Всевышний… И в этом корень качества Малхут… И таков корень всей Общины Израиля, и не случайно в основе их календаря лежит лунный цикл… (раби Цадок аКоэн).
То же касается и богобоязненности Давида: «Ступень царя Давида — это ступень, связанная с женским началом, ступень трепета перед Б-гом, как известно». Это — Малхут Общины Израиля. Ведь «при виде царей Израиля благословляют: Который уделил от Своей славы страшащимся Его». Ведь в них проявляется предельный страх перед Б-гом, как написано (Брахот 34): «Царь, если поклонился, уже не выпрямляется, и это из-за сильнейшего страха Б-жия на нем, “перед Именем Моим трепещет он”. Ибо качество небесного Царства — это качество страха, пробуждающегося в нем, и тогда качество Малхут находится на своем месте. Такова ступень царя Давида, главы царей Израиля».
Страх — это сила принятия, поскольку его сущность — самоаннуллирование человека по отношению к внешней реальности. Поэтому она называется «сокровищницей», то есть вместилищем для получения, как сказано в Псалмах: «страх перед Г-сподом — Его сокровищница». А выше уже освещалось соотношение между страхом (יראה) и чувством зрения (ראיה), состоящих их тех же букв.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы