Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Заповеди, Еврейская молитва, Царь, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Раскрытие Всевышнего
Так мы видим в земном царстве, что царь называется «кормильцем поколения». В совершенном царстве царь — это канал, через который Всевышний посылает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к воцаряющим его.
В Рош аШана, день воцарения Всевышнего, всем приходящим в мир отмеряется их пропитание на будущий год. «Пропитание человека отмерено ему от Новолетия до Новолетия».
Однако, по самой своей сути, воздаяние изобилия в качестве Малхут происходит через закон и царский суд, — ведь «царь судом установит землю». «Хотя царь судом установит землю, и все качество Малхут — это качество суда, и суд царства предназначен судить мир по справеливости, тем не менее все это — лишь для установления земли и царских порядков… Но сам царь, наоборот, полон милосердия, и поэтому царь Израиля происходит именно из колена Йеуды, само имя которого содержит в себе Имя Авайе (оно состоит из тех же букв с добавлением буквы далет), которое и есть “сам царь”. Имя Авайе — это качество Милосердия, и Всевышний называется “царем Израиля”, ибо мы — Его сыновья. А у царя в доме не действуют царские порядки, ведь они — только по отношению к другим. Но в своем доме он ведет себя как любой отец по отношению к сыновьям и домочадцам, близким к самому царю… И на сынов Израиля Он насылает страдания исключительно как отец, наказывающий сына, чтобы тем самым дать ему жизнь и благо впоследствии» (р. Цадок аКоэн). По словам р. И.А. Хавера: В стихе сказано: «Ибо солнце и щит — Авайе Б-г», и толкование ему таково: подобно тому, как первый свет спрятан внутри солнца, которое является душой и телом света, так Имя Авайе (качество Милосердия) спрятано внутри имени Адо-най (качество Малхут) при его произношении.
«Поверхностное понимание (замысла творения) заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место проявлению Его эпитетов: Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием эпитетов, сколько эпитетов есть, а именно — сколько качеств, сколько сфирот, и в каком порядке они упорядочены, и как развиваются одно из другого…» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).
Понятно, что раскрытие Всевышнего в мире через пути, постижимые для человека, дает возможность реализации качества Царства (Малхут). Только таким образом мы можем воцарить его сознательно и по своей воле. Ведь если бы Он раскрылся в соответствии со Своей силой (Бесконечный), то Он был бы властителем, а не царем, поскольку создания выполняли бы Его приказы без возможности осмысления и свободного выбора.
Эта Его воля — раскрыться постижимым для нас образом, , раскрывается в Торе. В ней мы учим Его пути и Его волю. «Имя Тора относится к заповедям, которые Всевышний дал через Моше. Но она не называется “заповеди”, поскольку слово “заповедь” может относиться к приказу, пришедшему от того, кто не хочет, чтобы получивший приказ знал смысл и сущность приказа, а все его цель — чтобы приказ был выполнен. Но мысли Всевышнего далеки были от этого, когда Он давал заповеди Израилю, — он желал, чтобы знали и понимали все смыслы заповеди. Поэтому-то она называется Тора, от слова ораа (указание, обучение), что указывает на ннтеллектуальные аспекты в заповедях и на мудрость, чтобы постигать мудрость ее заповедей и выполнять их в соответствии с этим знанием» (Маараль). «Желает, чтобы знали и понимали», поскольку в этом Его желание и воля: воцариться над ними.
Чтобы еще глубже понять связь между Царством и данным аспектом замысла творения, нам нужно объяснить смысл понятия слава. Ведь «все создал Он для славы Своей». Необходимо предположить, что в Царстве, замысле творения, заложена эта слава.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.