Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Семья, Милосердие, Святость, Жизнь, Норман Лем, Безопасность
Нет более важной темы в современном мире, чем святость жизни. Воистину, жизнь проходит через затмение. Продолжительность жизни, правда, увеличилась, однако возросла также и опасность массового уничтожения. Нас призывают «получать удовольствие от жизни». Однако, счастье и удовлетворение не даются нам. Исчезли вкус и смысл жизни — да и как можно найти смысл в том, что ныне определяется словами «биохимическая случайность», или даже «авария-»?
Наше поколение выросло вместе с возможностью полного и окончательного уничтожения, которое постигнет нас неожиданно, и нависшая опасность превратилась в «естественную» часть мироощущения поколения. Зачатые под тенью грибовидного облака, рожденные в мир ядерной угрозы, вскормленные на радиоактивном стронциуме, мы принимаем с олимпийским спокойствием идею массового уничтожения. Жизни угрожает потеря ясной перспективы, потеря значимости и ценности. Если мы не предпримем сознательное усилие, чтобы, изменив атмосферу, создать новую реальность, полную истинных ценностей, мы обречем наших детей, они будут вдыхать в себя эту отраву: презрение к жизни и равнодушие к смерти. Если мы не поспешим, дав «природе делать свое дело», мы приговорим своих сыновей и дочерей к тому, чтобы, идя своим путем, они пришли, беспомощные, к порогу атомной катастрофы. И, действительно, какие нравственные ценности могут быть у людей, которые живут под постоянной угрозой уничтожения? Для чего любить, уважать, надеяться, если ты всегда должен быть готов к массовому истреблению? Для чего нужны родители, дом и дети, если завтра наступит наш конец и мы превратимся в один общий радиоактивный пепел?
Еврейский дом, доверие к высокой духовной значимости еврейского образа жизни являются той колыбелью, в которой вращается «святость жизни». Любовь к жизни и уважение к ее высоким внутренним ценностям составляют неразрывную часть атмосферы еврейской жизни. Еврейский ребенок учит — не только на словах, но и на деле, на примере, — что евреи не занимаются охотой; отвращение евреев к кровожадности так велико, что они извлекают из мяса, перед его приготовлением, всякие следы крови, вымачивая его в воде и посыпая затем солью… Евреи относятся милосердно ко всему живому — освящение жизни является важнейшим принципом Торы.
Родители обязаны создать в семье благодатную атмосферу, чтобы дети прониклись чувством благоговения к жизни — содержательной и осмысленной. Надо быть самоотверженными в осуществлении возвышенных еврейских идеалов, связанных с самой сущностью жизни, быть педантичными в исполнении еврейских законов, не пренебрегать даже самой малостью — нужно, полностью доверившись еврейским установлениям, следовать Алахе.
Итак, закон о чистоте семьи отражает, как мы пытались показать, радость еврейского утверждения жизни и отвращение к смерти и страданию. Миква — через символику «живой воды» — предлагает еврею возможность прекрасного начала для человеческой жизни, исполненной любви.
Время действовать, нельзя откладывать на завтра, оно уже наступило. Своих детей, которых мы приводим в этот мир, где жизнь находится в постоянной опасности, мы обязаны наделить не только физическим существованием, но и духовной жизненной силой, олицетворяемой и пробуждаемой исполнением закона о чистоте семьи и всех остальных заповедей Торы.
У евреев утверждение жизни — это процесс воспитания. И необычайно важно начать его вовремя — не дожидаясь, пока ребенок достигнет школьного возраста. Утверждение жизни должно предшествовать зачатию ребенка — исполнение закона о чистоте семьи, которое учит еврейскому образу жизни, любви к жизни, должно начаться еще прежде, чем началась еще одна жизнь.
Послесловие
Выше было сказано несколько основополагающих принципов, дабы разъяснить читателю смысл освященной Торой и традицией совокупности норм, регулирующих чистоту еврейской семьи, норм, насущно необходимых, которые поддерживают вечное существование еврейского народа и даруют счастье и устойчивость еврейской семье.
Пусть не подумает читатель, что сказанное исчерпывает затронутую тему, ибо она столь древняя, как и сам народ Исраэля, а неотъемлемая от нее святость такова же, как святость субботы, Дня Искупления или законов кашрута, — тема, в которой связаны возвышенные идеи святости времени и самой жизни.
Если читатель нашел в этой книге что-то близкое его сердцу, пусть он не отложит ее в сторону, соглашаясь или протестуя, и как бы отдав дань своему любопытству. Будущее брака каждого еврея и вечность иудаизма важны до такой степени, что не допускают половинчатого отношения к ним.
Опыт, накопленный еврейским народом, подтверждает логическое правило, что все религиозные установления окажутся бессмысленными, если не будут с подлинным рвением и преданностью воплощены в жизнь.
Автор возносит молитвы Создателю и надеется, что читатель испытает влияние этой книги и не перестанет размышлять над затронутыми в ней вопросами и более того, что он начнет исполнять законы чистоты семьи, подвигнет других поступать по его примеру и вместе с членами своей общины сделает все необходимое, чтобы создать условия, обязательные для соблюдения этих законов.
«Сказал раби Акива: Счастлив Исраэль— пред кем вы очищаете себя и кто очищает вас? Отец наш небесный… Как миква очищает “нечистых”, так Пресвятой, благословен Он, очищает Исраэль» (Мишна, Трактат Йома, гл. 8, мишна 9).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.