Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Срывание плодов, вырывание травы и даже залезание на дерево считается нарушением запрета жатвы. Подробные примеры.

1. Определение мелахи

Сущность жатвы — в отделении какого-либо растения с ме­ста его произрастания, например, срывание плодов или ветвей дерева, вырывание травы и т.д. Некоторые добавляют, что жатва относится и к вещами, не растущим из земли: доставание жи­вой рыбы из воды, отрывание мяса от живого животного. Тот, кто совершил подобные действия, нарушил установленный То­рой запрет жатвы(см. ниже п.8).

2. Цветочный горшок

Даже тот, кто только прекращает доступ питания к расте­нию, нарушает запрет Торы, так как это вызывает прекращение роста, что совпадает с целью жатвы. Поэтому даже то, что не прикреплено к земле, а только питается от нее, нельзя в шабат отделять от места произрастания. К примеру, тот, кто перено­сит стоящий на земле цветочный горшок (с отверстием внизу), совершает мелаху жатвы, так как цветок, хотя и не рос непо­средственно из земли, все же питался определённым образом от нее, и место, где он стоит, считается местом его произрастания. Переноска цветочного горшка с места на место внутри дома, хотя и не является «жатвой», так как он не питается соками зем­ли внутри современного дома с мощеным полом, может быть запрещена по причине «перемещениямукце», и следует спро­сить об этом у раввина.

3. Гзера (постановление) «чтобы не сорвали»

В этой мелахе наши мудрецы также установили «ограды», чтобы не допустить нарушений Торы. Поэтому в шабат запре­щено залезать на дерево, чтобы случайно не сорвать что-нибудь. Кроме того, нельзя вообще использовать дерево, в частности, опираться на него, даже если оно при этом не качается. Раз­решается лишь слегка опереться на дерево, не покачнув его, так как это не называется использованием. (Имеется в виду здо­ровый, крепко стоящий на ногах человек. Но слабый человек,

даже слегка прислонившись, переносит всю свою тяжесть на дерево и, таким образом, использует его).

По той же причине запрещено вешать что-либо на дерево, а также снимать с него то, что уже было повешено, хотя бы и до шабата. Поэтому даже до начала шабата запрещено развешивать на дереве те вещи, которые разрешается переносить в шабат.

В этот запрет включено не только использование самого де­рева, но и любого воткнутого в него предмета. Нельзя, напри­мер, повесить какую-нибудь вещь на вбитый в дерево крючок. Однако если на крючок подвешена корзина, в нее можно класть предметыи брать то, что лежит в ней. И хотя повесить корзи­ну на дерево в шабат запрещено, в этом случае речь идет об уже висящей корзине и это называется «использованием корзины», а не «использованием дерева». Следует только делать это та­ким образом, чтобы дерево не качалось. Разумеется, запрещено сидеть в шабат в гамаке, привязанном к дереву, поскольку это ничем не отличается от использования вбитого в дерево колыш­ка. Но если гамак уже висит на колышке, то это похоже на ситуацию с корзиной, и следует спросить об этом раввина.

И то же относительно веревки, на которой сушат белье. Если она привязана к самому дереву, запрещается снимать с нее в шабат висящее на ней белье. Но если веревка привязана к вби­тому в дерево гвоздю, то снимать белье или повесить высохшее белье разрешается.

4. К каким растениям относится гзера

Запрет использования относится только к деревьям, но не к траве. И даже у самих деревьев он не относится к части дерева, расположенной ниже трехтефахов (1 тефах равен приблизи­тельно 10 см.), и на этой части можно сидеть. Также можно сидеть на траве и, тем более, ходить по ней. Но все же следует остерегаться бегать по высокой траве, чтобы случайно не вы­рвать травинку. По той же причине необходимо быть очень осторожным при быстрой ходьбеи когда вы везете по траве коляску с маленьким ребенком: и то, и другое запрещено в слу­чае псик рейша (см гл.5, п.5).

5. Верховая езда

Запрещена также верховая езда, потому что, сидя верхом, могут сорвать ветку, чтобы погонять животное. Более того, чтобы не делать различия между различными видами использо­вания, запретили всякое использование животных в шабат.

6. Нюхать растущее в земле растение

Нельзя также нюхать еще несорванный плод, потому что можно забыть о шабате и сорвать его. Но цветы можно нюхать, так как они не предназначены для еды, а наслаждаться их аро­матом можно, и не срывая их.

7. Паданцы

Плоды, упавшие в шабат с дерева (даже сами по себе), запре­щено есть до окончания шабата. Эти плоды являются мукце, и их запрещено перемещать. Причина этих запретов — опасение, что, если разрешить есть такие плоды, то постепенно придут к тому, чтобы изначально срывать в шабат плоды с дерева. Даже если есть только подозрение, что плод упал с дерева в шабат, его запрещено есть.

8. Кусочки кожи и т.п.

Нельзя обрывать в шабат кусочки кожи или плоти, напри­мер, заусеницы Хотя все согласны с тем, что это запрещено, не­которые относят это действие к работе жатвы, так как и здесь происходит удаление с «места произрастания», в то время как другие считают, что это — «стрижка» (см. гл.18).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…