Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Еврейские знакомства, Шидух, Меир Левин, Гостеприимство, Ривка, Рассказы
Одна история, приведенная в Талмуде, вызывает у меня особый интерес. Читая благословение на вино в субботний вечер, я часто её пересказываю.
В период Вавилонского галута жил мудрец рав Нахман. Он женился на дочке главы Галута, то есть главного еврея Вавилона. Однажды в субботу у них были гости. Рав Нахман выпил бокал вина и намеревался оставить немножко в стакане для супруги. Кто-то из гостей заметил: «Зачем это делать? Благословление на пропитание семьи приходит благодаря Торе, которую изучает хозяин».
Тут я смотрю по сторонам и добавляю: «Жена разозлилась на мужа, что он позвал таких гостей и сломала 400 бочек вина. Ломать — не строить, дело недолгое. Рав Нахман спокойно дал “выпустить пар” и затем миролюбиво сказал: “Хорошо, в следующий раз я обязательно оставлю тебе вино в бокале”.
Правильно ли она сделала?» — спрашиваю я гостей. Чем отвечающие девушки моложе, тем больше им нравится поступок жены рава Нахмана. Я выжидаю конца веселья и прибавляю: «Поэтому я всегда оставляю своей супруге вино в бокале и гостей приглашает только она».
Как-то я спросил у своего учителя: «А какие дети родились у рава Нахмана?» Тот сначала отнекивался, потом рассказал: «У них родилось несколько дочерей. Слава об их праведности звучала во всем еврейском народе. Ещё бы — они, готовя пищу на Шабат, переставляли голыми руками раскаленные кастрюли, не обжигаясь! Все они вышли замуж за мудрецов Торы. Однажды на город напали враги и сестер захватили в плен. Один из евреев решил узнать как ведут себя эти женщины в плену. Ему удалось подслушать разговор пленниц: “Там мужчины — здесь мужчины, какая в принципе разница? Мы со своей внешностью одинокими не останемся”. Освободитель понял, что своими талантами женщины были обязаны не праведности, а колдовству. А что было дальше, освободил он их или нет, я не знаю и знать не хочу».
Почему я вспомнил эту историю? Я сегодня раскрыл Тору на рассказе о том, как Авраам посылает своего помощника найти жену для сына Ицхака. Дело в том, что я занимаюсь воспитанием еврейских девушек и иногда их сватовством. Правда, в отличие от раба Авраама Элиэзера, я в основном «девочкин папа». То есть ищу жениха, а не невесту. Но кое-какой опыт у меня накопился.
Авраам требует от раба поехать на свою родину и привезти оттуда невесту Ицхаку. В чём дело? Почему надо посылать слугу за тридевять земель? Поближе нельзя поискать? В конце концов, идолопоклонники там и здесь! Да и у самого Элиэзера дочка красавица и умница.
Хочу разочаровать активистов организации «Лев ле ахим»: мне ни разу не приходилось слышать, чтобы миссионеры повлияли на одну из наших девочек. А вот мальчики многих девочек заставляли уходить из религии. Правда, нередко бывало и наоборот — девушки переубеждали своих светских кавалеров и всё кончалось религиозным браком. Авраам же послал Элиэзера на родину искать такую необычную девушку, на которую никто бы даже не осмелился посмотреть нехорошим взглядом.
Всевышний сотворил чудо и он за сутки покрывает расстояние многих дней пути. И вот второе чудо — он видит девушку, хозяйскую дочь, которая с подругами идёт за водой. Элиэзер замечает, что вода сама поднимается в колодце, желая наполнить её кувшин.
И Элиэзер проводит «экзамен». Он просит дать ему напиться. Как могла прореагировать хозяйская дочь? Чей-то раб просит её напоить себя, при этом здоровенный такой на вид мужчина, в одиночку победивший четырех царей. Вот тебе ведро и вперёд! У самого руки не отсохнут.
Но мало того, что Ривка поит Элиэзера, она ещё предлагает напоить его верблюдов. А каждый верблюд пьет невероятно много воды, — знаете, в запас на долгое пустынное путешествие. И вот тут случается самое интересное. Вода в колодце перестаёт подниматься и Ривка должна показать неизвестному мужчине свою скромность, трудолюбие и милосердие. Согласитесь, после такого «экзамена» дурные взгляды на невесту исключены, да?
Девушки постарше часто спрашивают меня — как вести себя во время встречи с женихом, с его родителями? И главное — как не упустить то, что тебе предназначено небесами? И я долго не знал, что им посоветовать. Теперь понял. Вести себя с каждым евреем, как Ривка с Элиэзером, — тогда своё не упустишь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.