Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Месяц Элуль, Благодарность, Связь с Творцом, Рав Эзриэль Таубер
Написано в наших книгах, что Рош ашана, Йом Кипур и Суккот соответствуют Аврааму, Ицхаку и Якову. Голос шофара[1] напоминает о баране, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака в Рош ашана. Йом Кипур сопоставлен с беспорочной жертвой, которой был Ицхак. В этот день все приносят себя в жертву Творцу, отказываясь от пяти вещей[2]. Суккот соответствует Якову, как написано «и пошел Яков в Суккот» (Берешит, 33:17).
В Рош Ашана наша задача — воцарение Творца. Понятно, если человек не верит в свою силу и способность, он не сделает Его царем! Факт, что человек может это сделать, открыл Авраам. Он узнал Творца, понял, что мы созданы по Его образу, и поэтому связаны. Основа работы еврея в элуле — раскрытие ани ледоди внутри себя.
Так и сегодня. Я родился евреем и принял Тору, у меня были хорошие родители, которые послали меня учиться в святые ешивы, я даже удостоился рава и хавруты, друга и товарища по занятиям, которые по сердцу мне. Но все это приходит к нам не благодаря нашему труду, а ради доди ли в нас. Это дар Всевышнего, которого мы должны благословлять и благодарить, как в утренних брахот («за то, что не сделал нас другими народами») и «избрал нас из всех народов», и радоваться тому, что «доди ли веани ло».
Мы должны задуматься об ани ледоди, открытии Авраама, и делать даже то, что не обязаны. Не слепо подчиняясь, а из добрых побуждений, как бы делая хесед Творцу, выполняя больше требований закона.
Мы должны испытывать потрясающую благодарность к Творцу: ведь мы Тебе стольким обязаны. Прежде всего, тем, что мы евреи. В мире шесть миллиардов людей и только тринадцать миллионов евреев. И, к несчастью, только десять процентов из них соблюдают шабат, а из них только десять процентов действительно понимают, что такое шабат, наслаждаются субботой, занимаются Торой и радуются этим занятиям. Мы удостоились быть среди этого крошечного числа! Чем мы воздадим Ашему за все добро, которое Он нам сделал? Размышляя об этом, люди часто приходят к тому, что действительно они в неоплатном долгу, им нечего дать Творцу, поэтому не стоит его возвращать, да и нам нет никакой цены.
Наша работа в элуле — раскрыть в себе драгоценный элемент нашего праотца Авраама. Вдуматься и хорошо понять: в моем «я» скрыта возможность давать Творцу, потому после Песаха, когда реализовалось доди ли, на нас в элуле возложена обязанность: «скажите перед царствами, чтобы поставили над собой царем». В Песах это общее дело всего народа, а в Рош ашана — индивидуальная работа. Каждый из нас должен лично соединиться с Творцом.
[1] Трубные звуки бараньего рога, заповеданные в Рош ашана.
[2] Еды, питья, супружеской близости, умащения и кожаной обуви.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.