Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Кирув, Меир Левин, Искусство, Советский Союз
Я ехал в Тель-Авив. У рава Арье Готлиба были в тот день лекции в двух городах. Он любезно предложил подвезти меня. В южном Тель-Авиве собирались начать занятия Торой для русскоязычных жителей. Я должен был выступить перед ними. Рав Арье — невероятный энтузиаст. Однажды мне понадобилось «выбить» какой-то документ в иерусалимской больнице. Рав поехал вместе со мной. Попросил меня не открывать рта.
Он не кричал. Но на пятой секунде я стал осматриваться. Я не знал, снимет ли он их всех с работы, но маленькое землетрясение, баллов на семь, им можно было гарантировать. На восьмой секунде мне выдали документ, за который я безуспешно сражался несколько дней. Рав Арье сожалел, что он был не совсем в форме, а то бы он им показал по-настоящему. Я с облегчением подумал: «Какое счастье, что он был не в форме».
Рав зажегся идеей привлечь меня к работе с «русскими». Он фантазировал: «Мы открываем центр для олим. Пишем объявление: выступает артист оригинального жанра. Зрители приходят. А тут мы их все вместе…» От восторга он бросил руль и стал радостно потирать руки. Я испугался аварии. Однако Арье — опытный водитель, поэтому восторги не помешали ему вовремя выровнять руль. Мне же работать «наживкой» совсем не улыбалось. Мое воображение рисовало мне меня извивающимся на крючке. Слышались радостные голоса: «В Беэр-Шеве “клюет” на писателя, в Ришоне — на композитора, а в Ашкелоне — только на исполнителя русских романсов». С этими мыслями я въехал в Тель-Авив. Повсюду мелькали рекламные щиты. Слегка одетые красавицы зазывали, требовали, просили, чтоб мы купили рекламируемую ими продукцию.
Маленькие черно-белые афишки, приглашающие на выступление артиста оригинального жанра, не помогли. В зале сидело около тридцати пожилых женщин. Вспомнился анекдот советского времени:
В отдел кадров «почтового ящика» заходит инженер со специфической формой носа. Опытный начальник отдела кадров сразу берет быка за рога.
- Национальность? — спрашивает он.
- Русский, — отвечает посетитель.
Допрос продолжается. Кадровик хмыкает все довольнее.
- Вы нас устраиваете, — объявляет он. — Ваша фамилия, имя, отчество?
- Рабинович Иван Абрамович.
- Зайдите дней через десять. А вообще-то с такой фамилией лучше уж возьмем еврея, — искренне признается кадровик.
Привыкшие, что их все равно обманут, люди предпочитали «религиозного» рава религиозному писателю. Они знали, что писатель через пару минут все равно забудет, кто он, и начнет «пудрить мозги». Поэтому считали, что уж лучше сразу. В тот вечер я читал рассказы, пел еврейские песни. Женщины подпевали мне. Однако до меня с двухчасовой лекцией выступил рав. Народ подустал. Поэтому через полчаса мне вежливо дали понять, что пора закругляться. Народ радостно стал расхватывать «легкое угощение». Ко мне навстречу продвигалась знойная женщина, явная уроженка солнечного Еревана.
- Ахперджан,хайэс?* — радостно произнесла она.
- Че то. Джудем Тбилисица**.
- Я так и поняла, что ты земляк, — радовалась она, протягивая руку. — Хорошие люди все знают армянский, — добавила она.
Я улыбнулся и развел руками. Сбоку услышал свистящий шепот, обращенный к моей собеседнице:
- Дура! Это же рав. Что ты ему суешь руку. Ему нельзя женщинам руку подавать.
Уроженка Еревана оправдывалась:
- Какой он рав? Это наш человек. Он артист, и написано было. Смотри, как он поет. Смотри, как говорит по-армянски.
- Дура! Дура несчастная. Какой он артист? Все равно рав. Это он просто переоделся.
«Землячка» расстроенно замолкла. Через пять минут ко мне подошла одна из присутствующих, по виду явно общественница.
- Сколько вам заплатили? — поинтересовалась она.
Я промолчал.
- У нас в доме престарелых завтра вечер. Девочки просили вас спеть завтра на танцах.
Мне пришлось сослаться на занятость. «Общественница», расстроенная, вернулась в кучку спорящих.
— Ну что, я права, — торжествующе заявила одна из них, — я же говорила: переодетый рав. Я их нутром чую.
* Ахпер джан, хайэс? — Дорогий братец, ты армянин? (арм.).
** Че то. Джудем Тбилисица. — Нет. Я еврей из Тбилиси (арм.).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы