Из цикла «История еврейского народа», темы: Шимон ацадик, Александр Македонский, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа
Избавление от несчастий
Во время осады Цура Александр потребовал от престарелого первосвященника Иерусалимского Храма прислать ему армию для подкрепления. Тот отказался, мотивируя тем, что дал клятву верности персидскому царю. Из Цура Александр направился в Египет через Иерусалим, чтобы наказать непослушного коэна. Однако первосвященник выслал навстречу македонскому герою своего внука Шимона во главе делегации почетных жителей Иерусалима, одетых в белые одежды. В Шаронской долине, неподалеку от крепости Антипатра, делегация была остановлена македонскими воинами. С тяжелым сердцем подходили евреи к царскому стану. Но тут произошло чудо! Царь Александр соскочил с коня и преклонил колено перед Шимоном Акоэном. Потрясенные македонцы, не веря своим глазам, смотрели на происходящее. Александр рассказал приветствовавшим его евреям, что накануне решающего сражения перед его глазами возник образ жреца, похожего на Шимона Акоэна, который предсказал ему победу. Великий завоеватель даровал евреям права и привилегии греческих граждан, обещал им оставить в неприкосновенности Иерусалим и святой Храм, а также не требовать от евреев отказа от исполнения заповедей Торы. В благодарность за эти благодеяния евреи установили множество каменных и бронзовых обелисков в честь Александра, мальчикам, рожденным в тот год, давали его имя; и по сей день имя Александр входит в число еврейских имен.
Самаритяне вначале надеялись, что Александр разрушит Иерусалим и святой Храм и их святилище на горе Геризим займет его место. Убедившись в несостоятельности своих надежд, они убили наместника Александра в Шомроне. За это они были жестоко наказаны: некоторые районы Шомрона были присоединены к Иудее.
Шимон Ацадик
Во время войн, вспыхнувших после смерти Александра Македонского, Эрец Исраэль переживала тяжелый период. Птолемей, бывший вначале наместником Египта, а затем ставший его царем, захватил Иерусалим и переселил в Египет множество евреев.
В эти трудные времена Шимон Акоэн, последний представитель Великого Собрания, прозванный за свои необыкновенные качества цадиком (праведником), не только занимал пост первосвященника Храма, но был также главой Санхедрина. В трактате «Изречения Отцов» сохранилось его высказывание: «На трех вещах стоит мир — на Торе, на служении и на добрых делах.»
Шимон Ацадик очень много сделал для улучшения жизни своего народа. Он отремонтировал крепостную стену Иерусалима, пробитую Птолемеем во время осады города. Он обеспечил Иерусалим водой благодаря каналу, протянутому в город от родника Эйтам, следил за содержанием святого Храма, и во все его дни служба в Храме велась в точном соответствии с законами Торы.
Учеником Шимона Ацадика был Антигон, который также требовал от своих учеников идти путями Всевышнего, посвятить себя изучению Торы и соблюдать все записанные в ней заповеди. Он сурово предостерегал их от малейшего нарушения слова Творца: «Не будьте как рабы, стремящиеся за свою службу получить вознаграждение».
Один из учеников Антигона, Цадок, превратно понял это высказывание и решил, что добрые дела не вознаграждаются. Под его влиянием многие евреи стали отрицать необходимость соблюдения заповедей. Таких людей называли цадуким (садукеи) по имени их учителя.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также:
тематический обзор Александр Македонский
тематический обзор Еврейская история
тематический обзор Кто такие евреи и что значит быть евреем
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.