Оглавление
Источники, в которых впервые упоминается благословение «Ашер Яцар» [↑]
Благословление «Ашер Яцар», которое произносят после туалета, упоминается в трактате «Кала Рабати» (9:13), «Дэрех Эрец» («А-Йоце», п. 17) и в Талмуде («Брахот», 60б). Обязанность произносить это благословление принята в качестве закона в книгах вавилонских гаонов («Сидур рава Натрунаи-гаона» и др.), в книге Рамбама (Маймонида) «Яд а-Хазака» («Илхот Тфила вэ-Нэсият Капаим», гл. 7), в кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим», п. 6) и книгах других законоучителей.
Текст благословения «Ашер Яцар», его объяснение и скрытые в нем намеки [↑]
Принятый текст благословления «Ашер Яцар» следующий:
«Благословен Ты Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который создал человека в мудрости. И сотворил в нем многочисленные полости и отверстия. Открыто и известно пред престолом Славы Твоей, что, если откроется одна из них или закупорится одна из них, не возможно просуществовать и простоять перед Тобой (хасиды и сефарды добавляют: даже час один). Благословен Ты Г-сподь, Исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса».
Раши (см. «Брахот», 60б) комментирует это благословление вот как: «Если откроется одна из них» — из полостей, как, например, сердце, или желудок, или кишечник. «Или закупорится одна из них» — из открытых отверстий, как, например, рот, или нос, или задний проход. «Исцеляющий всякую плоть» — имеется в виду возможность испражняться, что является излечением всего тела. «И творящий чудеса» — тело человека похоже на бурдюк, наполненный воздухом. Если сделать в бурдюке даже очень маленькое отверстие, то из него выйдет весь воздух. Но Святой, Благословен Он, сотворил человека в мудрости и сделал в нем множество отверстий. И, несмотря на это, все время, пока человек жив, дух, находящийся в нем, сохраняется. И это является чудом и мудростью.
Автор кодекса «Арбаа Турим» (разд. «Орах Хаим», п. 6) объясняет слова «не возможно просуществовать» следующим образом. В трактате «Нида» говорится: «Когда ребенок находится в утробе матери, пуповина открыта, а уста сомкнуты. В момент, когда он рождается, закрытое открывается, а открытое закрывается. Не будь так, не было бы возможно существовать».
Согласно некоторым комментариям, как это объяснил Раши, выражение «в мудрости», относится к неземной мудрости Творца, создавшего человека. В мидраше«Танхума» приводится, что особая мудрость Всевышнего проявилась в том, что вначале Он создал пропитание для нужд человека, и только после этого самого человека («Тосафот», «Брахот», 60б). Другие авторитеты Торы считают, что речь идет о мудрости, которой Всевышний одарил человека (Маарша, там же).
В благословлении «Ашер Яцар» содержится 45 слов, что по гематрии соответствует числовому значению слова «адам» («человек» на Святом языке) — намек на то, что основа человека — мудрость в которой и ради которой он был создан (Аризаль). Числовое значение букв слова «хохма» («мудрость») на Святом языке в полном написании соответствует количеству заповедей Торы — 613. Другими словами, в этом благословлении содержится намек на предназначение человека: ему дана мудрость для исполнения заповедей Творца («Анаф Йосэф»).
Интересно, что выражение «многочисленные полости» на Святом языке («халулим, халулим») равно по своему числовому значению количеству органов человеческого тела («Танхума», «Шмини», п. 8).
Мудрецы Торы говорят, что тот, кто произносит благословление «Ашер Яцар» вдумчиво и от всего сердца, будет всегда полон бодрости и здоровья («Сэдэр а-Йом», «Каванат Натилат Ядаим»).
«Пред престолом Славы Твоей». Авудраам пишет, что здесь намек на то, что место нахождения человеческих душ — перед престолом Славы Творца (см. также Маараль, «Тиферет Исраэль», п. 24). В продолжении Авудраам пишет: «Исцеляющий всякую плоть» — Одаривший человека отверстиями, через которые выводятся отходы. Не будь таковых, пища бы загнила в утробе человека и он не смог бы жить. «Творящий чудеса» — Дающий возможность организму разделять поступающую в него пищу на нужные составляющие, которые он усваивает, и на ненужные, который он отторгает. «Простоять перед Тобой» — человек должен постоянно ощущать, что он находится перед Творцом.
В книге «Магид Мейшарим» («Вашлах»), написанной автором кодекса «Шулхан Арух», равом Йосэфом Каро от имени ангела, который обучал его Торе, дается каббалистическая трактовка благословения «Ашер Яцар»: «Благословен Ты Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который создал человека в мудрости. И сотворил в нем многочисленные полости и отверстия». То есть духовные сферы, оказывающие влияние одна на другую. «Открыто и известно пред престолом Славы Твоей, что, если откроется одна из них или закупорится одна из них», т.е. если хотя бы на один единственный миг закупорится канал, через который проявляется в нашем мире качество милосердия, или на один миг более, чем это установлено Свыше, откроется канал мощи, Мира не смогут просуществовать (и одного часа). «Благословен Ты Г-сподь, Исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса» — хвала Творцу, Который установил царствование в рамках мягкого закона. «Исцеляющий» на Святом языке означает также «смягчающий». «Всякую» — означает «царствование». «Плоть» — означает семь духовных сфер. «Творящий чудеса» — Проявляющий Свое царствование через великую мудрость, которая называется словом «Чудо».
Некоторые законы, связанные с благословением «Ашер Яцар» [↑]
Благословление «Ашер Яцар» произносят после исправления как большой, так и после малой нужды. Причем, для того, чтобы его произнести достаточно самого малого количества испражнений.
Перед тем, как произнести благословление «Ашер Яцар», нужно омыть руки. Омовение рук после посещения уборной желательно делать с помощью кружки, наливая из нее воду на каждую руку поочередно три раза. Если это по какой-либо причине невозможно (нет кружки, мало воды и т.п.), можно помыть руки под краном или даже просто тщательно их чем-нибудь протереть.
Благословление «Ашер Яцар» желательно произносить стоя. Необходимо строго придерживаться того текста, который установили мудрецы. Если были опущены слова «и творящий чудеса», постфактум благословление засчитывается и не нужно произносить его вторично.
Благословение после туалета обязаны произносить как мужчины, так и женщины. Принято приучать к исполнению этой заповеди детей с маленького возраста.
Изначально это благословление необходимо произнести сразу после посещения уборной. Если по какой-либо причине человек этого не сделал, он может его произнести все то время пока он не почувствовал новых позывов к испражнению. Некоторые сефардские законоучители считают, что после 30, а по другим мнениям, 72 минут после посещения уборной, «Ашер Яцар» не благословляют. Если же он до того, как успел благословить, захотел снова в туалет, он благословляет после нового посещения сразу за два раза.
Даже тот, кто встал ночью для исправления нужды, обязан омыть руки и благословить «Ашер Яцар».
Человек, страдающий расстройством желудка, произносит благословение всякий раз после посещения туалета. В случае, если он чувствует, что ему нужно продолжить опорожнение кишечника, он не благословляет. Тот, кто пользуется катетером, благословляет вначале дня, имея в виду все испражнения, которые произойдут в течение дня.
Существуют определенные условия, которые необходимы для произношения любого благословления. Перечислим их вкратце.
Перед тем, как благословить, необходимо проверить, разрешено ли в этом месте произносить святые тексты. Следует обратить внимание на следующие факторы: нет ли вблизи того места, где собираются благословлять, неприкрытых канализационных ям, помоек, уборных, испражнений, навоза, нет ли неприятного запаха. Необходимо, чтобы одежда, тело и руки того, кто благословляет, были чистыми, а также, чтобы и он, и все присутствующие были одеты должным образом. Во время произношения благословений запрещено заниматься посторонними делами.
По букве закона тот, кто спал ночью, утром может благословить «Ашер Яцар» даже не посетив уборной. Ибо данным благословлением мы восхваляем Творца за то, что Он создал человека, а каждое утро происходит обновление творения. Чтобы избежать ряда сомнений, не следует благословлять «Ашер Яцар» до того, как испражниться.
Изначально следует стараться произносить «Ашер Яцар» утром непосредственно перед благословлением «Элокай Нешама» («Б-г мой! Душа, которую Ты дал мне…», см. Утренние благословения). Во-первых, потому, что благословления, которые не начинаются словами «Благословен Ты Г-сподь Б-г, Царь вселенной», всегда нужно стараться произносить сразу после другого благословления, завершающегося этими словами. Во-вторых, поскольку благословлением «Ашер Яцар» мы восхваляем Творца за то, что Он создал тело человека, а благословлением «Элокай Нешама» — за то, что Он создал его душу, логично произносить их вместе.