Темы: Суббота, Земля Израиля, Святая Земля, Эрец-Исраэль, Авраам, Брит-Мила, Обрезание, Рав Яков Шуб, Союз с Б-гом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ уже многие годы работаю с новыми репатриантами и отметила для себя интересное явление: многие люди, которые приезжают в Израиль на постоянное место жительства, даже очень способные и образованные, «не удерживаются», т. е. не находят себя в Израиле и, в конце концов, возвращаются в страны, откуда они прибыли. Можете ли Вы как-то объяснить это явление? Что особенного есть в этой Земле, в чем ее «фишка»?
Большое спасибо за актуальный вопрос. Действительно, это известное явление: некоторые не находят себя в Израиле и возвращаются обратно. Более того, есть похожая тенденция и среди коренных жителей Израиля: некоторые из способных, талантливых израильтян покидают Израиль в поисках лучшей жизни в других странах.
Скорее всего, у каждого человека — свои индивидуальные причины, но, безусловно, существуют и какие-то общие моменты, воздействующие на многих. Поэтому давайте попробуем, по крайней мере, вкратце разобраться в этом.
Талмуд (Брахот 5а) говорит: Всевышний дал еврейскому народу три бесценных дара, но получить их можно только через страдания и трудности. Что это за дары? — Тора, Земля Израиля и Будущий мир.
Чтобы понять это кажущееся весьма странным высказывание, обратимся к комментарию Маараля из Праги. В предисловии к «Дерех а-Хаим» — своему комментарию на «Пиркей Авот», Маараль пишет: их можно приобрести только через трудности и страдания потому, что эти дары обладают внутренней святостью. В частности, Земля Израиля не просто так названа «Святой Землей». Одно из проявлений ее святости — уникальные возможности, которыми здесь буквально «пропитан воздух». Именно поэтому в Талмуде (Бава Батра 158 б) сказано, что воздух Земли Израиля делает человека умнее. Кроме того, возможность получить уникальное Б-жественное пророчество также существует только в пределах Земли Израиля.
Интересно, что на иврите это отражено и в самом языке: когда человек покидает Землю Израиля, то говорят, что он «опускается», а когда приезжает сюда, то говорят — «поднимается».
Именно поэтому говорится о дарах. Дар — что-то, что человек не может приобрести своими силами, а только с помощью какого-то внешнего фактора. Источник этих даров — Б-жественный, трансцендентный, а материальное тело человека «тормозит» его приближение к этому источнику. Поэтому сделать дары по-настоящему своими можно только через трудности и страдания, которые умаляют материальную составляющую человека.
Это помогает понять, почему союз, который Всевышний заключил с Авраамом, пообещав ему и его потомкам Землю Израиля, был заключен именно через брит-мила (обрезание), которое, кроме прочего, символизирует способность человека контролировать свои материальные инстинкты и вести жизнь, наполненную духовностью и святостью (Берешит 7:7-11, Берешит Рабба 46:9).
Есть замечательный мидраш, который говорит о «взаимоотношениях» Авраама с Землей Израиля и помогает ощутить сущность Святой Земли. Мидраш рассказывает: прежде, чем Всевыший пообещал Аврааму Землю Израиля, Он предложил ему самому выбрать место для себя и следующих поколений. Авраам пошел осматривать различные земли: в одном месте увидел, как идолопоклонники радуются и танцуют, в другом — как идолопоклонники пируют, а когда пришел в Эрец-Исраэль, увидел, как идолопоклонники сажают деревья. Авраам выбрал именно это место.
На первый взгляд не совсем понятно, что особенного увидел Авраам в Земле Израиля? Ведь здесь, как и в других землях, жили идолопоклонники? Скорее всего, Авраам понял: Земля, где люди сажают деревья, Земля с такой духовной атмосферой подходит для выполнения задачи — его и его потомства. (Т. к. люди этой земли заботятся не только о себе, но и о последующих поколениях. Ведь вполне вероятно, что человеку не придется отведать плодов дерева, которое он посадил, и они достанутся его потомкам).
Кроме того, святость Земли Израиля требует, чтобы ее жители соблюдали определенные моральные стандарты. После детального и строгого предостережения от недостойного поведении, Тора (Ваикра 18:24-26, 28) подытоживает: «Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которых Я прогоняю от вас. И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля живущих на ней… А вы соблюдайте уставы Мои и законы Мои, и не делайте ничего из этих мерзостей… Чтоб не изрыгнула земля вас, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас».
Рамбан (к Ваикра 18:25) отмечает: особая духовная чувствительность Земли Израиля — следствие непосредственной и непрерывной связи Всевышнего с этой Землей и с еврейским народом, которому она обещана. Хотя Тора предъявляет евреям особые моральные требования, где бы они не жили, в Земле Израиля невыполнение этих требований приводит к значительно более тяжким последствиям — из-за ее святости.
Еще одно проявление святости Земли Израиля — ее связь с субботой. Как известно, суббота является своеобразной проекцией Будущего мира. Святость, которой наполнена суббота, поднимает физические действия на более высокий, духовный, уровень. Именно поэтому есть особое повеление «онег шабат» — наслаждаться субботой, когда свои любимые яства человек готовит именно на субботу — то, что их едят в честь этого дня, придает им особое, духовное, «измерение». Святость субботнего дня в сочетании со святостью Земли Израиля может поднять обыденную жизнь человека до недосягаемых высот. Но верно и обратное: нарушение субботы в Земле Израиля приводит к разрушительным последствиям.
Теперь ответ на Ваш вопрос вполне очевиден: жизнь в Земле Израиля полностью зависит от намерений конкретного человека, которые привели его сюда. Тот, кто ищет только материальных благ и физических наслаждений, тот, кто пренебрегает духовной Традицией своего народа и хочет жить в Земле Израиля, руководствуясь чуждыми ценностями, полностью игнорируя святость этой Земли, вероятнее всего, столкнется с непреодолимыми трудностями и, в конечном счете, покинет ее.
А те, кто ищет возможность вырасти в духовном плане, ценит особый духовный потенциал этой Земли, понимает особое отношение Всевышнего к Святой Земле, скорее всего, найдут себя здесь и почувствуют себя здесь как рыба в воде, даже если на этом пути им встретятся определенные трудности.
С уважением, Яков Шуб
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Реувен Пятигорский
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Давид Россоф
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина