Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейский народ называется «гой»?

Темы: Гой, Бней Ноах, Значение слов в Торе, Мальбим, Рав Овадья Климовский, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Алекс!

С такими вопросами я обычно обращаюсь к трудам Мальбима, который был знатоком языка и часть своих комментариев к Писанию посвятил объяснению слов, кажущихся синонимами.

Объясняя разницу между словами гой и ам, которые оба, как правило, переводятся на русский словом «народ», он пишет следующее. Слово «гой» обозначает некую общность людей, объединенных одним из тех факторов, которые действительно способствуют образованию этнических общностей, формированию народов, — будь то общий язык, происхождение, страна проживания или договоренность считаться одним народом. Слово же «ам» означает нечто большее — народ, объединенный какой-то целью. Таким образом, может быть «гой», который еще не «ам», но не наоборот.

Теперь еще предстоит работа — понять, как именно эти значения проявляются везде, где Писание использует одно из этих слов, но эту работу каждый может проделать самостоятельно.

А благословение мы произносим потому, что удостоены быть частью народа Израиля, жизнь которого должна быть посвящена именно служению Всевышнему.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

В чем разница между словами «ам» и «гой»?

Рав Реувен Куклин

Евреи в Египте были гоями?..

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл

Неизвестный автор

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл (Мальбим 5569—5640 /1809—1879/) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.


Глава «Эмор» рассматривает законы святости коэнов, их службы в Храме, а также законы праздничных дней. Читать дальше