Темы: Страдания, Награда и наказание, Грешник, Пророчество, Мировоззрение, Разрушение Храма, Раби Акива, Рав Мендель Агранович, Праведник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня есть один вопрос к вам. Есть люди, которые не имеют никакого отношение к Б-гу, не молятся, не дают цдаку, не делают никакой мицвы (заповеди) — а они состоятельные))) А люди, которые молятся, дают цдаку, делают мицву, — ну они бывают бедные в большом числе случаев))) Почему именно так, а должно быть наоборот? Спасибо за ответ. Рувен
Уважаемый Рувен!
Ваш вопрос задал Всевышнему… Моше — ни больше и ни меньше. Так говорит Талмуд в трактате Брахот…
Глубокий вопрос.
Формулировку проблемы — «(иногда) праведные страдают, а нечестивые процветают» — мы находим в Гмаре (Брахот 7).
Моше просит Б-га прояснить Его пути, мы читаем так: «…дай мне знать пути Твои!» (Шмот 33, 13). Талмуд объясняет, ЧТО именно Моше спросил у Него: «Господи, почему есть праведники, которые благоденствуют, и праведники, которые страдают, а есть нечестивые, которые процветают, но и нечестивые, которые страдают?»
Это именно Ваш вопрос, и его действительно задавали во все века. Это также главный вопрос книги Иова. Ответ Б-га, согласно Талмуду, таков: «Праведник, который благоденствует, — совершенный праведник. Праведник, который страдает, — не совершенный праведник. Злодей же, который страдает, — не полный злодей, а который благоденствует — полный злодей».
Такой общий ответ кажется непонятным. Почему не полный злодей и не совершенный праведник страдают??? Неужели по суду Всевышнего им полагается одинаковая доля?
Чтобы понять это, давайте прочтем еще одну историю из Талмуда, она приводится в конце трактата Макот.
Раби Акива и старейшины проходят возле Храмовой горы и вдруг видят лисицу, которая выходит из Святая Святых. Лисица! В Святая Святых!
Старейшины плачут. Думаю, это реакция, которая кажется наиболее логичной.
А как реагировал Раби Акива?
Смеялся!
Старейшины спросили: «Почему ты смеешься?» Ответил Раби Акива: «Почему вы плачете?» Они сказали ему: «Это место, о котором сказано, что посторонний, вошедший туда, будет покаран смертью (Бемидбар 1, 51), а теперь там ходит лисица! Как же нам не плакать???»
Сказал им Раби Акива: «“И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехйау” (Йешаяу, 8: 2). Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать показания одновременно, но Урия жил во времена Первого Храма, а Зхарья — во времена Второго Храма… Дело в том, что Йешаяу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха: “… из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом” (Миха, 3: 12), а Зхарья говорит (о более позднем периоде в будущем): “… еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими (там)…” (Зхарья, 8: 4, 5). Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи».
Ответили ему старейшины: «Акива, утешил ты нас, Акива, утешил ты нас!»
Смысл этих слов Талмуда очень глубок, но вот что имеет отношение к нашему вопросу: наше восприятие, понимание — ограничено и узко. Раби Акива знал и видел шире, его взгляд выходил за рамки текущей ситуации, за границы трудностей и кризисов, он мог увидеть будущее. Поэтому он смеялся, когда увидел лисицу, выходящую из Святая Святых.
«Праведники страдают, а нечестивые процветают» только временно. Но в долгосрочной перспективе, в целом, добро — для праведника, а зло — для злодея.
Страдания праведника искупают его грехи — их немного, но они все же есть.
С помощью страдания иногда можно «заработать» больше, чем без него.
А процветание злодея является временным, зло погружено в этот мир, и, следовательно, награду за несколько добрых дел, совершенных им, злодей получает там, где он и хочет получить свою «зарплату» — в этом мире.
Это непросто. Расчеты Б-га всегда больше того, что мы можем понять, так обычный солдат не всегда понимает действия начальника штаба. Иногда какой-то народ служит «дубинкой в руке Б-га», чтобы заставить Израиль покаяться — «Как человек наказывает своего сына, Господь Б-г ваш наказывает вас». После того, как евреи покаются, необходимость в «дубинках» исчезает и эти народы падают. Именно это произошло в Пурим. Аман был премьер-министром — к счастью для всех его приспешников. У евреев — большие неприятности. И тут вдруг… Как мы уже сказали, есть много причин — но нужно быть уверенными, что Б-г любит нас и Он с нами и ведет себя с нами как отец!
Практическая значимость концепции: она заставляет проявить инициативу! Не соглашайтесь на ограниченный взгляд, который может привести к отчаянию, с одной стороны, или к самодовольству, с другой! Мы видели много государств и людей в истории, которые были на пике успеха, но потом упали и это было их концом (Римская империя, Османская империя, нацисты, да сотрется их имя и т. д.). Царь Шломо говорит в книге Мишлей: «Пред гибелью возносится сердце человека» (18, 12). Народ Израиля страдал больше всего, но мы уверены, что, в конце концов, он вернется к себе.
Слава Б-гу, мы видим собственными глазами, как народ Израиля возвращается после всех перипетий изгнания. Б-г, кажется, завершает процесс, и, кажется, очень скоро «все зло как дым развеется», а люди в мире познают живого Б-га.
С уважением, Мендель Агранович
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Мендель Агранович
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина