Темы: Мудрость, Шломо, Танах, Моше Абрамович, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав, почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира (см. ниже)? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили о том, как найти Шамира, самого Творца? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное?
Я из начинающих интересоваться еврейской традицией. Многое непонятно. На лекциях иногда рассказывают совершенно удивительные истории. Как, например, история со времён Второго Храма о том, как раввины попросили Ашмедая помочь им уговорить римского чиновника не воевать с евреями. Они согласились на том, что Ашмедай вселится в дочь чиновника (или императора, не помню). И когда девушка начнёт бесноваться, раввины помолятся ей на ухо и Ашмедай отпустит её. Так и было. Демон начал мучить девушку к ужасу всех присутствующих, пока раввины не помолились. Почему те раввины и царь Шломо не боялись царя демонов??? Что за просьбы помощи нечистому? Спасибо. М.
Уважаемая М.!
Сначала поясним, что это за Шамир. Это существо величиной с ячменное зерно. Оно, двигаясь по начерченной линии, рассекает — как лазерным лучом — твёрдые камни, и им пользовался Моше рабейну, чтобы вырезать буквы на камнях одеяния первосвященника.
В Талмуде (Гитин 68) рассказывается, что царь Шломо обратился за советом к мудрецам Торы — как достать Шамира для строительства Храма. Ведь и камни Храма нуждались в Шамире: их не должны были касаться железные орудия. Ему посоветовали использовать двух бесов, находившихся у него в подчинении. Напомним, царь Шломо благодаря своей мудрости и праведности вышел на высочайший уровень царствования, ему подчинялись творения и на земле, и в верхних мирах, о чём сказано в Талмуде (Сангедрин 20). Бесы сообщили, что, наверное, знает об этом их царь Ашмедай. Мидраш подробно рассказывает, как Бнояу, верный и бесстрашный воин царя Шломо, привёл Ашмедая. Всё время, пока на Ашмедае была цепь, скреплённая кольцом с выгравированным на нём Именем Всевышнего, он был во власти царя Шломо. Ашмедай открыл, где находится Шамир, и тот оказался в руках царя Шломо.
Вторая история, которую Вы упоминаете, приводится в Талмуде (Меила 17). Римская империя начала гонения на еврейский народ: было запрещено соблюдать субботу, хранить чистоту интимных отношений и делать обрезание. Тогда было решено послать к римскому императору рабби Шимона бар-Йохая, автора каббалистической книги Зоар. С ним не раз случались чудеса, и мудрецы надеялись, что ему удастся отменить приговор. Он взял с собой рабби Элазара, сына рабби Йоси, и отправился в путь. И здесь Всевышний помог им: навстречу им вышел бес по имени Бен-Тамлион и предложил свои услуги. План действий был утвержден, Бен-Тамлион вселился в дочь императора, и она, понятно, «взбесилась». И требовала, чтобы к ней привели рабби Шимона бар-Йохая. Что и было сделано. Тогда рабби Шимон тихо произнёс: «Бен-Тамлион, выйди, Бен-Тамлион, выйди» — и за чудесное избавление император отменил гонения на евреев.
Теперь относительно вашего удивления «почему не боялись?». Изначально, до греха первого человека, людям было предназначено управлять духовными силами. Поэтому чем выше уровень праведности человека, его служения Всевышнему, тем больше проявляется его власть над всеми творениями. Ну, а в полную меру это превосходство проявится только в Будущем мире, куда войдут только праведники, чего желаю всем, кто к этому стремится.
С уважением, Моше Абрамович
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Реувен Куклин
И где они водятся?
Рав Реувен Куклин
А, может, НЛО – это бесы?
Рав Менахем Эпель
Каковы наши шансы видеть ангелов и чертей? Есть ли связь с летающими тарелками?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги р. М.-Х. Луццато «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания»
Рав Меир Мучник
Интересоваться ли явлениями, связанными с потусторонним неблагополучием?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем, видеоуроки»
Рав Нахум Шатхин
Рав Нахум Шатхин отвечает на вопросы: как выглядел знаменитый перстень царя Шломо? Он был золотой, серебряный или глиняный? С камнем? Кто изготовил перстень? В каких источниках он упоминается? Следует ли рассказ об Ашмедае понимать буквально? Какую идею м
Рав Менахем Эпель
Чем бесы подобны ангелам, а чем — людям?
Рав Шимон Соскин
Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)
Рав Менахем Эпель
Чем бесы, Сатан и духи отличаются от богов? Почему бесы есть, а богов нет, кроме Всевышнего? Чем невидимые глазом творения отличаются друг от друга? Чем ангелы отличаются от бесов? Из какой материи созданы бесы? Что их отпугивает?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина