Темы: Мудрость, Шломо, Танах, Мишлей, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М.
Шалом, уважаемая M.!
Надо отдать должное Вашим способностям, если недопонимание у Вас возникло только в этих нескольких случаях. Рассмотрим их по порядку на основе простых комментариев. Если был указан номер одного стиха, а цитировался другой, мы брали сам стих, а кое-где подправили перевод.
12:23 Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Умный человек скромен и не демонстрирует свои знания и способности при каждом удобном случае, а глупцы, как правило, любят себя показать.
23:23 Правду купи, и не продавай мудрость, наставление и понимание. Старайся приобрести мудрость, то есть, учи Тору у знающих ее, даже если тебе придется платить за это, однако сам не бери деньги, если обучаешь других.
25:20 Как легкая (или ветхая) одежда в холодный день, как уксус для щелочей, так поющий песни для печального сердца. Очевидная связь между тремя этими вещами — они не помогают, или даже вредны. Например, слово натар по мнению некоторых комментаторов обозначает не щелочь, а вид глины — если сделать из нее сосуд и налить туда уксус, сосуд протечет…
25:22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. В предыдущем стихе царь Шломо дает нам мудрый совет: «Если твой враг голоден — накорми его хлебом, если испытывает жажду — напои его водой». Затем — метафора: если ты сделаешь так, то как будто наберешь ему на голову углей — то есть, этот прием будет надежно сдерживать врага. Ведь, невольно испытывая благодарность, он не сможет вредить тебе, как прежде.
Кроме того, это правило говорит и о чём-то сверхъестественном — даже тот враг, который не способен на чувство благодарности (тем более, если и мы не заинтересованы в примирении с ним), потеряет силу вредить нам, если мы сумеем накормить его. Именно этим советом воспользовалась в свое время царица Эстер, пригласив злодея Амана на пир вместе с царем. Хотя Талмуд приводит и другие веские соображения, которыми она руководствовалась, это было одно из них — она знала, что таким образом Аман потеряет силу вредить ей. А поскольку его затея — погубить всех евреев империи — касалась и ее (пусть Аман и не знал, что царица — еврейка), она рассчитывала, что теперь эта затея провалится, как в результате и вышло.
В Мидраш Тэилим (34) мудрецы привели еще одно объяснение совета царя Шломо: если дурное начало одолевает тебя — накорми его «хлебом Торы» и напои его «водой Торы». Тора неоднократно сравнивается в наших книгах с хлебом и водой — двумя жизненно необходимыми человеку вещами. И, как известно, Тора — лучшее (и, пожалуй, единственно надежное) средство, с помощью которого можно одолеть стремление к злу и направить все свои внутренние силы на добро.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина