Темы: Трапеза, Благословения, Омовение рук, Яков Шуб, Хлеб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! После того как я сделал нэтилат ядаим (омовение рук), я иду, сажусь за стол и жду других, чтобы делать аМоци (произносить благословение на хлеб). Сколько я могу их ждать? Т.е. есть ли ограничение во времени? И если есть, то после прохождения этого времени становится ли благословение напрасным????
Большое спасибо за Ваш вопрос. Иерусалимский Талмуд (Брахот 1:1) говорит, что с человеком, который не делает перерыва между омовением рук и благословением на хлеб, не случится ничего дурного во время трапезы. Изначально между омовением рук и благословением на хлеб запрещено разговаривать, заниматься посторонним делами; важно также следить, чтобы не прошло времени больше, чем необходимо, чтобы пройти 22 амы (приблизительно 11 метров, Рамо 166:1). Галахические авторитеты определяют, что это время составляет 16—30 секунд. На трапезе, где присутствует много людей и у каждого есть своя порция, желательно в первую очередь предоставить возможность сделать омовение рук самому уважаемому человеку (Шулхан Арух 165:2).
Во времена Талмуда способ организации трапезы значительно отличался от того, что принято в наше время. Перед каждым человека стоял свой столик и своя порция, поэтому задержек между омовением рук и благословением на хлеб не возникало: у каждого человека был свой хлеб, и сразу после омовения рук можно было произнести благословение и начать трапезу. В наше время иногда также можно встретить такой способ организации трапезы, например, на свадьбах.
Однако, например, в субботу, когда принято, чтобы только хозяин дома произносил благословение за себя и за всех членов семьи и гостей, может получиться так, что пока все присутствующие помоют руки и рассядутся по местам, пройдёт достаточно много времени. Однако в этом нет большой проблемы, поскольку строго по букве закона между омовением рук и благословением на хлеб запрещено делать только явный перерыв и полностью отвлекаться от трапезы. Все остальные требования являются лишь дополнительными, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом (Шулхан Арух 166:1, Хазон Иш 25:8). Следовательно, если человек омыл руки и ожидает остальных присутствующих, не разговаривая и не отвлекаясь на посторонние дела, то нарушения не происходит, даже если проходит некоторое время. В такой ситуации желательно, чтобы хозяин дома, который произносит благословение за всех, сделал омовение рук в последнюю очередь, чтобы хотя бы у него не прошло слишком много времени между омовением и благословением.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Есть ли какая-то замена хлебу и маце?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина