Темы: Рав Реувен Куклин, Молитва, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбязательно ли читать шма аль а-мита именно на кровати, или можно вообще в соседней комнате, где, например, горит свет? Можно ли читать «шма аль а-мита» стоя? Овадья
Уважаемый Овадья,
Вы правы, обычно слово аль обозначает «на (чем-то)». И поэтому можно было бы ошибочно подумать, что Криат Шма аль а-мита (чтение Шма перед сном; буквально «чтение Шма на/при кровати») также следует читать именно на постели.
Однако Алаха не обязывает читать Шма аль а-мита именно на постели. Потому что в данном случае слово аль синонимично слову самух («близко», «вплотную», «по соседству с…»). В этом смысле слово аль употреблено, например, в главе Бэмидбар 2, 20, см. комментарий Раши на этот стих, а также в книге Йермиягу 17, 2, см. комментарий Радака на этот стих. Об этом же ясно пишет Меири (Брахот 4 б): «Аль а-мита — имеется в виду не на кровати, а близко к тому времени, когда человек идет спать».
Поэтому Рама пишет (Орах Хаим 239, 1), что необходимо прочесть Шма незадолго до сна. Рама добавляет: «И не едят, и не пьют, и не разговаривают после чтения Шма, а сразу ложатся спать».
Из сказанного следует, что можно прочесть Шма и в соседней комнате, где есть свет.
Криат Шма можно читать и стоя, но не лёжа на животе или спине, как сказано в Шульхан Арухе (Орах Хаим 63, 1).
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Шломо Гольдман
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина