Шалом. Расскажите подробно про ашкеназскую и сефардскую традицию крепить мезузу.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Перечислим некоторые законы установления мезузы и различия между традициями сфарадим и ашкеназим.
1. Мезузу прикрепляют на расстоянии не более тэфаха (мера длины, соответствует 8 см. по мнению Рава Хаима Ноэ и 9,6 см. по мнению Хазон Иша) от внешней стороны дверного косяка. В этом вопросе нет различия между традициями сфарадим и ашкеназим.
2. Мезузу прикрепляют с правой стороны дверного косяка (чтобы она находилась справа от человека, входящего в комнату).
3. О том, на какой высоте следует прикреплять мезузу, мнения ришойним (ранних комментаторов) разделились. По мнению Рамбама, изначально мезузу следует прикреплять точно в начале верхней части (трети) дверного косяка. Если ее установили выше, это все еще считается кошерным. Мнение Рамбама приводится в Шулхан Орухе (289:2), и в соответствии с ним установлен обычай сфарадим. Необходимо точно отмерить, где находится начало верхней трети дверного косяка, т.к. если даже часть мезузы расположена ниже этой точки, это считается некошерным. Если тяжело точно отмерить, лучше установить мезузу выше, чтобы она гарантированно находилась в верхней трети, т.к. это считается кошерным (см. выше).
4. Мнение Роша: нет необходимости прикреплять мезузу точно в начале верхней части дверного косяка, изначально ее можно прикрепить в любом месте в верхней трети — при условии, что она не находится на расстоянии меньше тэфаха от верха. В соответствии с этим мнением установлен обычай ашкеназим: прикреплять мезузу приблизительно на уровне глаз.
5. Обычай ашкеназим — прикреплять мезузу так, чтобы верхняя часть была немного наклонена в сторону комнаты. Если дверной косяк узкий и мезузу нельзя прикрепить наклонно, то можно прикрепить ее просто вертикально. Большинство сфарадим изначально устанавливают мезузу вертикально, однако некоторые также наклоняют ее в сторону комнаты.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
А если это дорогие мезузы высшего качества?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Реувен Куклин
А если косяк очень узкий?
Рав Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина