Темы: Мудрецы, Воскрешение из мертвых, Пурим, Талмуд, Убийство, Рав Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М.
Уважаемый М.!
Да, действительно написано в трактате Мегила (7 б), что Раба зарезал Раби Зейру. Однако там написано, что после этого он помолился и Раби Зейра ожил. Видимо, Раба зарезал его ненамеренно.
Магаршо объясняет, что, на самом деле, Раба не зарезал его ножом, а заставил пить вино, пока Раби Зейра не стало очень плохо. Тогда Раба помолился, и р. Зейра почувствовал себя лучше.
Рабейну Йосеф Хаим из Багдада в книге Бен Еhояда даёт другое объяснение. Он говорит, что эти два аморая (мудреца Талмуда) посвятили Пурим изучению секретов Торы, и душа р. Зейры была настолько переполнена восторгом и желанием приблизиться к Творцу, что покинула тело.
Рав Цадок а-Коэн (Рэсисей Лайла 49 и 58, Махшевес Хоруц 13) объясняет, что эта странная история является примером того, что истинное желание еврея — сделать добро ближнему. Как отсюда можно сделать такой вывод?
Как известно, основная идея Пурима — это раскрытие скрытого, спрятанной под многими слоями внутренней сущности вещей. Даже само название «Книги Эсфирь» — Мегилас Эстер — означает раскрытие скрытого. То, что должно было стать самым трагическим (и последним) эпизодом еврейской истории — тотальный геноцид еврейского народа — превратилось в самый весёлый праздник. Ещё большее раскрытие происходит в Шушан Пурим, который приходится на полнолуние, что соответствует полному раскрытию. В этот день открываются вещи, которые не могли открыться даже в сам Пурим, поэтому в городах, окруженных стеной (которая символизирует сокрытие), Пурим празднуется именно в этот день (по книге Шем ми-Шмуэль).
Закон, по которому в Пурим нужно напиваться до состояния, в котором уже невозможно отличить Амана от Мордехая, заставляет нас проявить наши истинные качества, обычно находящиеся под контролем интеллекта. Раба, напившись, показал себя в очень неприглядном виде. Оказалось, что по природе своей он просто убийца! Ведь он родился под планетой Маадим (Марс; Шабес 156 а) (см. Откуда берётся характер человека?)!
Однако на следующий день, в Шушан Пурим, произошло ещё более глубокое раскрытие души Рабы. Его молитва о воскрешении Раби Зейры была настолько искренней, она исходила из таких глубин его души, что в ответ на неё произошло настоящее чудо! Если бы в словах и чувствах, вложенных в эту молитву, была малейшая доля лицемерия, то она, конечно, не была бы принята.
Так раскрылось, что даже еврей, который от рождения склонен к кровопролитию, на более глубоком уровне всё же желает сделать добро ближнему. Т. е. склонность к кровопролитию это внешнее качество, а гмилус хасодим — желание делать добро — это более глубокое качество.
С уважением, Берл Набутовский
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
р. Меир Фомичев
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Натан Агрес
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Овадья Климовский
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина