Темы: Рав Реувен Куклин, Цдака, Идолопоклонство, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Если человек закрывает глаза, как будто не видит просящего, — становится идолопоклонником». ПОЧЕМУ? М., Украина
Уважаемая М.!
В Талмуде (Бава Батра 10а) приводится несколько иной вариант. Там сказано: «Рабби Йеошуа бен-Карха говорит: “Тот, кто игнорирует [обязанность] цдаки, — как будто поклоняется звёздам”. Рабби Йеошуа бен-Карха говорит о том, что существует определённое сходство между тем, кто “не замечает” просящего, и тем, кто поклоняется звёздам (обратите внимание, тут не сказано, что он “становится идолопоклонником”, а только в чём-то уподобляется ему).
Рабби Йеошуа бен-Карха делает этот вывод из того, что Тора называет человека, который отказывается дать цдаку, “негодяем” — блийааль (Дварим 15, 9). Этим же словом назван и тот, кто поклоняется звёздам (Дварим 13, 14): “Выступили люди-негодяи из среды твоей и соблазнили жителей города своего, говоря: “Пойдём и будем служить божествам иным, которых вы не знали”…”. Поскольку и тот, кто игнорирует просящего, и идолопоклонник названы словом блийааль, рабби Йеошуа бен-Карха предполагает, что между ними существует определённое сходство.
Чтобы понять, в чём заключается это сходство, задумаемся над словом блийааль. Раши в своём комментарии (к Дварим 13, 14) говорит, что оно составлено из двух слов — бли (“без”) и оль (“ярмо”, “бремя”). Т.е. речь идёт о человеке, который сбрасывает бремя, наложенное на него Всевышним. Поэтому тот, кто поклоняется светилам, также назван блийааль: служа посторонним силам, он показывает, что не принимает “ярма” Всевышнего.
Рабби Авраам Хаим Шор (жил около 400 лет назад, был одним из величавших раввинов своего поколения) в своей знаменитой книге Торат Хаим объясняет: тот, кто игнорирует просящего, показывает тем самым, что не принимает власти Всевышнего над собой. И этим он похож на идолопоклонника. “Поскольку цдака, — продолжает Торат Хаим, — это принятие на себя бремя Царства Небес. И так же — всё, что человек обязан отделять от своего имущества, как, например, опавшее при жатве, забытый сноп, несжатый край поля, первые плоды, приносимые в Храм, возношения (трумот) и десятины, и всё, от чего человек отказывается в седьмой и пятидесятый год. Всё это было установлено, чтобы человек знал и воспринимал сердцем, что “Господу [принадлежит] земля и (всё) наполняющее её” (Тэилим 24, 1), и всё, что есть у человека, ему не принадлежит, и чтобы принял человек на себя бремя Царства Небес. А каждый, кто этого не делает и говорит в сердце своём: “Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это” (Дварим 7, 17), — сбрасывает с себя ярмо”..
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина