Темы: Эрув, Суббота, Нохум Офман, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ «Кузари» написано, что эрув может объединить те владения, где носить нельзя по ТОРЕ, — все ли Авторитеты с этим согласны?
В книге «Кузари» хазарский царь говорит о том, что эрув позволяет переносить предметы в таких местах, где это запрещено Торой, но мудрец отвечает ему: «Упаси Б-г сказать такое». Вот эта цитата из «Кузари» (3; 50 и 51):
«Сказал Кузари… Но мне осталось спросить тебя об эруве, [законы которого выражают] легкомысленное отношение к заповедям субботы. Как он может разрешить то, что запретил Создатель, с помощью столь лёгкого и малопочтенного приёма?
51. Сказал мудрец: упаси Б-г, чтобы согласилось столько праведников и мудрецов развязать узел из узлов Торы, ведь они говорят: «Сделайте ограду Торе» [т.е. «оградите запреты Торы от нарушений»]. И одна из возведённых ими оград — что запретили они вносить и выносить [предметы] из частного владения во владение многих и наоборот, хотя Тора этого не запретила. А затем проделали в этой ограде отверстие — чтобы их постановление не принимали за саму Тору и чтобы людям было легче, но так, чтобы пользовались этим облегчением закона только так, как разрешено; а разрешено это с помощью эрува».
По Торе есть два запрета переноса предметов в Шабат: запрещено переносить их на расстояние 4 локтя в «решут а-рабим» и выносить из «решут а-рабим» в «решут а-йохид» и наоборот. «Решут а-рабим» — это может быть, например, широкая улица. «Решут а-йохид» — это площадь, огороженная стеной не ниже 10 локтей. Двор, огороженный забором, является по Торе «решут а-йохид», но если в этом дворе есть несколько домов, то, поскольку он похож на «решут а-рабим», мудрецы запретили выносить предметы из домов в такой двор. С помощью же эрува выносить предметы из домов в такой двор разрешается.
Нужно прояснить, что слово «эрув» имеет два значения: 1) То, что принято называть «эрувом» сейчас, — проволока, натянутая настолбы. С помощью такой проволоки пространство, которое она «огораживает», превращается в «решут а-йохид». 2) Эрув, который упоминается в Талмуде и книгах мудрецов (в том числе, в книге «Кузари»). В одном из домов дворапомещают еду, собранную со всех домов. Эта еда называется эрувом. Считается, что все соседи по двору как бы вместе живут в доме, где помещён эрув.
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Редакция Толдот
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Яков Шуб
Почему мудрецы запретили мыться в субботу горячей водой?
Рав Нохум Офман
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина