Темы: Суббота, Еврейский календарь, Шма Исраэль, Нохум Офман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день,
А когда приходит шабат в Заполярье, Арктику и Антарктиду? Ведь, по идее, там 6 месяцев день + 6 месяцев ночь, солнечные сутки получаются равными году. Этот цикл имеет какое-нибудь отношение к 7 году?
Вопрос очень сложный и, насколько мне известно, нет общепринятого мнения, как нужно себя вести в этих местах. Поэтому очень желательно не находиться в этих местах во время полярной ночи или полярного дня. Непонятно не только, когда Шабат, но и когда наступает время чтения молитвы Шма, надевания цицит и тфилин.
В местах, немного удалённых от северного и южного полюса, весной и осенью солнце садится и встаёт и есть день и ночь, а зимой и летом там лучше не находится.
В книге респонсов «Диврей Яцив» (симан 108) эта тема разбирается подробно. Приводится спор мудрецов, существует ли понятие «день» без света солнца. Написано в Торе «И был вечер, и было утро — день один» и т.д. А солнце и луна были сотворены только на четвёртый день. Есть мнение, что можно отсюда сделать вывод, что «день» — это 24 часа, даже если нет света солнца. Есть мнение, что уже в начале Творения были созданы солнце и луна, а на четвёртый день они только заняли предназначенные им места. В соответствии с этим мнением, возможно, не может быть понятия «день и ночь», если солнце не садится и не встаёт.
В книге «А-Мор вэ-а-кциа» (Орах Хаим 344) написано, что, тот, кто находится в условиях полярного дня, должен отсчитать 7 дней по 24 часа, и седьмой «день» будет Шабатом. В соответствии с мнением, что существует понятие «день» без восхода и захода солнца, возможно, именно так нужно себя вести по закону Торы. Если же нет понятия «день» без восхода и захода солнца, то, возможно, во время полярного дня или полярной ночи, когда солнце вообще не садится и не встаёт, нет обязанности выполнять заповеди, связанные с определённым временем. Возможно, даже в соответствии с этим мнением необходимо соблюдать Шабат по постановлению мудрецов, так же, как в случае, когда человек находится в пустыне и потерял счёт дням. (Написано в Талмуде, что в таком случае нужно считать 7 дней и т.д.).
Насколько я понимаю, с 7-мым годом это не связано.
С уважением, Нохум Офман
Читайте: Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Редакция Толдот
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «тотафот»?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина