Темы: Аман, Трапеза, Ахашверош, Пурим, Деньги, Заповеди, Уважение, Подарки, Благодарность, Мишлоах манот
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожно ли выполнить заповедь мишлоах манот («посылание яств» в Пурим), если заказать подарок по интернету с доставкой? Или обязательно его купить и доставить самому? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Не секрет, что современный образ жизни значительно отличается от того, который вели еврейские общины в прежние времена. Тем не менее еврейский Закон (Галаха) построен таким образом, что, зная основные принципы, мы можем соблюдать его и в условиях современного мира.
Минимальные условия для выполнения заповеди
Для начала давайте вспомним минимальные условия, при которых заповедь считается выполненной: следует послать два вида пищи (или один вид пищи и напиток) одному человеку утром в Пурим. Необязательно делать это через посланника, но, чтобы выполнить закон правильно по всем мнениям, желательно хотя бы один подарок передать через посланника. Посланником может быть и ребенок. Более подробно эти законы уже разбирались у нас на сайте.
Причины, по которым была дана заповедь мишлоах манот
У наших мудрецов мы находим два подхода к этому вопросу. Первый подход: цель «посылания яств» — обеспечить других продуктами для праздничной трапезы в Пурим (Трумат а-Дэшен[i] 1:111). Эта заповедь актуальна и по отношению к обеспеченным людям, хотя мы уверены, что у них есть достаточно продуктов для трапезы. Чтобы никого не обидеть, мудрецы не сделали различий и предписали посылать угощение как нуждающимся, так и обеспеченным (респонс Хатам Софер[ii], Орах Хаим 196).
Второй подход: целью мишлоах манот является укрепление дружбы и единства между людьми, чтобы «исправить» то состояние, в котором еврейский народ пребывал во времена Ахашвероша. В Мегилат Эстер (3:8) оно описано как «народ рассеянный и разрозненный» (рав Шломо Алькабец[iii], «Манот а-Леви» 9:19).
Различия между двумя подходами
Между двумя подходами можно найти несколько галахических различий. Например, в вопросе, следует ли посылать именно еду или можно послать какой-то другой подарок. По первому подходу, это должны быть именно продукты. По второму подходу, можно послать любой подарок, который порадует другого.
Другой пример: считается ли заповедь выполненной, если «адресат» говорит, что он не нуждается, и отказывается от подарка? По первому подходу, заповедь не считается выполненной, поскольку фактически он не получил яства к трапезе. По второму подходу, заповедь считается выполненной, поскольку пославший фактически выразил свое желание укрепить дружбу и единство.
И еще один пример: обязательно ли посылать подарок через посланника или достаточно принести самому? По первому подходу, это не имеет значения, так как фактически продукты были доставлены. По второму подходу, возможно, когда подарок приносит посланник, это выглядит более «уважительно» и приводит к большей дружбе («Респонсы» рава Йеуды Асада[iv] 1:207). С другой стороны, даже по второму мнению, возможно, когда человек приносит подарок лично, это является бОльшим проявлением дружбы (Рав Хаим Зонненфельд[v], респонс «Салмат Хаим», Орах Хаим 105).
Мишлоах манот через интернет
Что касается непосредственно Вашего вопроса, то если подарок, заказанный через интернет, состоит из продуктов, заповедь считается выполненной.
Тем не менее, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом и увеличить дружбу и единство, следует учесть, как получатель воспримет такой подарок. Например, когда люди живут в разных городах и один посылает другому подарок через интернет, то понятно, что это будет выражением дружбы.
С другой стороны, если люди живут рядом, а подарок приносит курьер, который убегает еще до того, как получатель открывает дверь, то очевидно, что это не лучший способ. Важно позаботиться, чтобы вручение подарка выглядело не просто формальностью, а показывало желание укрепить дружбу.
Сегодня многие проводят жизнь в интернете, где доминируют социальные сети, и можно было бы подумать, что участие в социальных сетях делает человека более «социально вовлеченным», что он находит себе много друзей и людей, на которых можно положиться. Однако недавнее исследование показало, что всё наоборот. Чем больше человек пользуется социальными сетями, тем более социально изолированным он себя чувствует.
Заповедь о «посылании яств» может помочь нам пересмотреть свои отношения с другими людьми и понять, что зачастую личное общение гораздо более эффективно — и общение через лайки в соц. сетях никогда не заменит его.
Пурим — время для подарков
В заключение хотелось бы отметить еще один момент, имеющий косвенное отношение к Вашему вопросу. Пурим предоставляет нам хорошую возможность выразить благодарность и признательность другим людям. Поэтому принято посылать подарки, преподавателям, раввинам, спонсорам и т.п. Этим людям не обязательно посылать именно продукты, ведь, скорее всего, у них есть что подать на трапезу; хотя бутылка хорошего вина или другого алкогольного напитка всегда уместна. Можно послать что-то другое, что порадует их. Принято, что более уважаемому человеку стараются подарить и более достойный подарок.
И хотя, если мы пошлем не еду, это не будет являться фактически выполнением заповеди, тем не менее, как было сказано выше, цель в данном случае — выразить благодарность и признательность. А заповедь мишлоах манот можно выполнить, послав «съедобные подарки» другим людям.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Исраэль Исерлин (Маарай; ок. 5150-5220 / ок. 1390-1460) — глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги «Трумат а-Дэшен».
[ii] Раби Моше бар-Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 / 1762-1839) — главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы.
[iii] Раби Шломо бар-Моше а-Леви Алькабец (ок. 5265-5344 /ок.1505-1584; Салоники, Эдирна, Цфат) — выдающийся знаток сокровенного учения и пайтан (автор религиозных гимнов — пиютов), автор субботнего гимна «Леха Доди». Его книга «Манот а-Леви» — комментарий к Мегилат Эстер.
[iv] Раби Йеуда бар-Исраэль Асад (5554-5626 / 1794-1866) — законоучитель и чудотворец, один из духовных лидеров евреев Венгрии, не раз спасавший евреев своей общины от смертельной опасности. Ближайший сподвижник Хатам Софера.
[v] Раби Йосеф-Хаим бар-Авраам-Шломо Зонненфельд (5609-5692 / 1849-1932; Словакия, Венгрия, Эрец-Исраэль) — духовный лидер ашкеназской общины Иерусалима.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Пурим. Законы праздника»
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
р. Меир Фомичев
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Бенцион Зильбер
Прочел статью Рава Зильбера про Пурим...
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Рав Меир Мучник
Если бы Гитлер ожил и увидел нынешнюю Германию, какой была бы его реакция?
Рав Овадья Климовский
Если да, назовите их и их книги...
Рав Моше Сытин
Рав Моше Сытин отвечает на вопросы: когда евреи начали селиться на территории Германии? Когда ашкеназы стали отдельной культурно-религиозной группой? Благодаря чему ашкеназы смогли стать самостоятельной общиной?