Темы: Успех, Вавилонская башня, Предназначение, Грехи, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Илон Маск планирует построить небоскрёб выше Бурдж-Халифа, космические корабли он в небо уже запускал. Нет ли схожести в его желании с желанием народа после потопа, который решил построить башню до небес — Вавилон? Далия
Здравствуйте, Далия!
Представляется, что тут один из случаев, когда, прежде чем выносить суждение о чем-то, нам надо хорошо выверить все факты. Особенно — в отношении того, кто и что сказал. А то слишком часто заявления людей искажаются либо вследствие «испорченного телефона», либо в результате недопонимания собеседников, случайного или основанного на различиях в менталитете или предвзятости.
(Особенно в том случае, если предвзятость вытекает из уже существующего антагонизма. Если слушателю хоть на секунду покажется, что человек сказал что-то дурное, «как и ожидалось», он сразу подпрыгивает: «Вы слышали, что он сказал! Вот оно! Это окончательно доказывает, что он… Говорил же я, что он такой!» Это касается и высказываний политиков и знаменитостей, и высказываний каждого человека в его частной жизни. Все мы этим грешим, потому что очень круто ловить других на слове и доказывать свою правоту. Или какую-либо свою идею. И только когда нас ловят на слове, тогда…)
Так вот, насколько я понял, Илон Маск не говорил, что собирается построить небоскреб выше Бурдж-Халифа. Собирается он построить — точнее, уже давно собирался и к настоящему моменту уже построил — очередную фабрику по производству своих машин «Тесла», огромную по площади. И длина у нее такая, что расстояние от одного конца до другого больше, чем высота Бурдж-Халифа. То есть выше Бурдж-Халифа это здание будет, только если его «поставить вертикально». А так тут фишка не в высоте, а в площади.
А раз так, то тут уже зависит. Если эта площадь вся необходима для производства, а сравнение с Бурдж-Халифа, таким образом, — иллюстрация не размера здания, а масштаба производства, то тут трудно начинать спор, походит ли строительство такого здания на строительство Вавилонской башни.
Конечно, невозможно не заметить желания быть «самым-самым» и удовольствия от этого. Но это в природе человека — стремиться к продвижению и рекордам. Природе, которую заложил в нем Сам Б-г, чтобы это мотивировало его: это ведь трудно — добиваться успехов, надо преодолевать и свою лень, и внешние препятствия. Поэтому Б-г заложил в человеке стремление использовать свой потенциал по максимуму и таким образом реализоваться. И если такое он устроил производство и его масштаб оправдывает соответствующий размер здания, то — почему бы и нет?
Ведь проблема с Вавилонской башней была не просто в том, что ее захотели построить и что она была высокая. А в том, что вся цель строительства была — не использование ее этажей, пространства, которое она предоставляла, а исключительно — высота и «борьба с Б-гом». И сплочение всех людей этим строительством и борьбой.
Здесь же все-таки речь идет об использовании пространства, которое предоставляет помещение, а рекорд — это так, дополнительный бонус в «крутизне».
И уж если возникало нехорошее чувство в отношении башни, то изначально как раз — в отношении Бурдж-Халифа. Хотя оно возникало не столько из-за «Вавилонской» сущности — объединения человечества против Б-га, сколько из-за не очень элегантной попытки определенных людей произвести впечатление.
Самый высокий небоскреб в мире — а зачем его строить здесь? Понятно, если бы он был в каком-то уже плотно застроенном районе типа Манхеттена, где земли мало, она дорогая и поэтому строят не вширь, а ввысь. Но в Дубае — на просторе, среди песков — зачем? Только ради китча и «выпендрежа», мол, смотрите, какие мы: есть у нас деньги и вот что можем выкинуть! А заодно — и самый большой торговый центр в мире. А потому что такие мы, у нас всё — «самое-самое»!
Но потом в Дубае столько всего понастроили — целый мегаполис с развитой инфраструктурой, привлекающий инвесторов и туристов со всего мира, — что уже по-настоящему произвели то самое впечатление: серьезные ребята, мыслят масштабно (как говорят по-английски, think big). Не просто что-то в песках понатыкали, а построили с определенной целью, имея в голове соответствующее видение и план.
А тогда — почему бы и нет? Опять же — люди, созданные Б-гом с потенциалом и стремлением его реализовать. Пускай реализуют, если от данного способа реализации все только выигрывают. Только против Б-га не надо обращать свои силы — но в Дубае так вроде и не поступают.
И Илон Маск так не поступает — по крайней мере, когда строит гигантские заводы для производства своих машин.
Запуск космических кораблей уже давно не такая уж новость. Когда покупает Твиттер и там начинает всех увольнять и радикально менять правила, то может возникнуть нехорошее ощущение — но, опять же, не от «Вавилонской» сущности, а оттого, что отдельный человек, фантастически разбогатев, немного опьянел от успехов и думает, что может играть всем, как пожелает. Что ему всё можно и море по колено, и немного «играет Б-га».
Возможно, тут совмещение американского «духа свободы» и раскованной уверенности в себе, с одной стороны, и синдрома Аспергера, который — в позитивном плане — делает человека более непосредственным, раскованным, а также нестандартно мыслящим. Результат такого совмещения — особая степень свободы, незашоренности и нестандартности в действиях. Согласно афоризму, который как-то слышал: успеха добиваются те, которые не знали, что так нельзя. Что ж, при условии, что никому не вредит и против Б-га не восстает, почему бы и нет?
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина