Темы: Суббота, Пророчество, Пинхас, Пророки, Авдала, Молитва, Элияу, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин. В чем была особенность пророка Элийяху, что Всевышний решил восхитить его к Себе? Читая Книгу Царств из ТАНАХА, нигде не нашел упоминания, в чем же отличие его от других пророков: «1. В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… 11. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».
Чем выделялся пророк Элияу на фоне всех других пророков?
Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!
Существует обычай читать или петь на исходе субботы, после Авдалы («отделения» субботы от будней), гимн, посвященный пророку Элияу. Упоминания об этом гимне встречаются уже у ришоним — комментаторов ранних поколений.
Раби Давид Авудрахам из Севильи (автор комментария к молитвам, XIV век; ученик Бааль а-Турим) пишет, что в их общине был обычай читать гимн «Элияу а-Нави» как часть вечерней молитвы на исходе субботы. Авудрахам написал комментарий к этому гимну, и, прочитав пояснения лишь к нескольким стихам, можно найти ответы на все Ваши вопросы.
Мудрецы постановили читать этот гимн на исходе субботы потому, что именно пророк Элияу сообщит нам о наступлении полного избавления. Сказано: избавление уже пришло бы, если бы все евреи полностью соблюли две субботы. И мы как бы отчитываемся перед Всевышним о том, что в субботу делали всё правильно — в надежде на то, что все евреи поступали так же.
Кроме того, с наступлением полного избавления именно пророк Элияу поможет выявить все нюансы, связанные с родословной всех евреев, как сказано: «Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной; и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и посланник завета, которого вы желаете; вот приходит, сказал Господь Цваот. И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит при появлении его? Ибо он — как огонь очищающий и как щелок стирающий» (Малахи 3:1, 2).
И Авдала является наиболее подходящим временем для этого, потому что, делая Авдалу, мы произносим: «Благословен Творец, Отделяющий святое от будничного, свет от тьмы…»
Хотя в Талмуде существует спор о том, к какому колену принадлежит пророк Элияу, мы будем придерживаться наиболее принятого мнения, что он был из колена Леви. Важна и другая традиция, в соответствии с которой пророк Элияу и Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона — одно лицо. И пусть никого не смущает его долголетие (почти 700 лет), потому что подобных примеров в Танахе очень много (как среди евреев, так и неевреев).
«Человек, который был ревнителем Имени Всевышнего» — когда Пинхас пробил копьем двух прелюбодеев: Зимри, сына Салу, и моавитскую принцессу Козби.
«Человек, которому была сообщена добрая весть через Йекутиеля». Йекутиель — это одно из имен Моше. И о награде Пинхасу было сообщено через Моше, как сказано: «И Господь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира» (Бемидбар 25:11, 12).
«Человек, видевший двенадцать поколений» — Нахшон, Сальмон, Боаз, Овед, Ишай, Давид, Шломо, а также: Рехавам, Авия, Аса, Йеошафат и Йеорам — цари дома Давида.
Пинхас упоминается в Танахе как Элияу (Книга Царей I, 17), там описано, как он поднимается на Небеса (Книга Царей II, 2).
«Человек, которому (Всевышний) ответил с Небес» — здесь речь идет о знаменитом противостоянии пророка Элияу и служителей Бааля на горе Кармель (Книга Царей I, 18). К тому времени евреи Северного Израильского царства начали раскаиваться в грехах идолопоклонства, и это событие стало одним из поворотных в возвращении евреев к вере отцов.
Намеренно не упоминаю все чудеса, совершенные пророком Элияу, привожу лишь те эпизоды, где Пинхас-Элияу предстает ревнителем веры. Шла а-Кадош пишет, что именно за это пророк Элияу удостоился особого места в истории народа Израиля.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Зеев Урман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина