Темы: Аризаль, Страдания, Раскаяние, РАМХАЛЬ, Радость, Молитва, Смерть, Болезни, Здоровье, Жизнь, Страх
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГлубокоуважаемые раббаним, когда размышляю о коронавирусе и вижу всю картину в мире, которая с этим связана, меня охватывает безумное чувство радости и ликования, чуть ли не до слёз, что Творец Себя приоткрыл, хотя везде умирают люди.
Кроме того, я почти абсолютно уверен, что меня и мою семью Б-г не поразит, хотя мой уровень еврейства в смысле соблюдения и изучения объективно, так сказать «на уровне плинтуса».
Вопрос: Можно ли так радоваться, когда люди в опасности? Можно ли быть настолько наглым и думать, что меня это не коснётся? Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Вы правы в том, что пандемией «Б-г Себя приоткрывает». Такого рода события, явно выходящие из ряда вон и заставляющие людей менять свои планы, всю свою жизнь и в целом меняющие весь мир — явный знак вмешательства Б-га.
Он толкает мир в каком-то направлении (часто более чем в одном аспекте), а также хочет, чтобы мы оторвались от рутины и призадумались о своем существовании. Чтобы осознали, насколько всё хрупко — вся наша цивилизация, все ее блага, всё устройство жизни. Ничто нельзя воспринимать как должное, ничто не появляется и не существует «само по себе», всё — от Б-га.
А если мы чего-то лишаемся, то, во-первых, надо подумать: может быть, злоупотребили или слишком привыкли и недостаточно ценили? Может быть, надо ощутить отсутствие того или иного блага, чтобы вновь его оценить и порадоваться, когда вернется. Конкретно, в свете карантина — недостаточно ценили окружающих нас людей, привыкли к их достоинствам и только критиковали недостатки. А теперь их временно не хватает — а иные и вовсе в опасности…
А, во-вторых, может быть, Б-г желает, чтобы мы оставили старое и нашли что-то новое? Новое занятие, призвание, работу, хобби и т. д.
В то же время, открытая радость, когда люди находятся в такой опасности, явно неуместна. Так же, никто не имеет оснований для уверенности, что лично его это не коснется… Даже если мы чувствуем, что пандемией Б-г Себя приоткрывает, это откровение — не для того, чтобы люди радовались, а для того, чтобы трепетали, каялись и молились о спасении. Ну и, как сказано, серьезно задумывались.
Даже когда Б-г открыто спасает праведников и уничтожает нечестивцев, это еще не обязательно повод для радости. Так, когда Б-г совершил самое открытое в истории чудо — рассечение Красного моря, — когда евреев спас, а египтян утопил, ангелы начали было хвалебную песнь (шира). Но последовал окрик Б-га: «Мои создания тонут в море, а вы поете?!» (Санхедрин 39б). Самим евреям можно было петь потому, что они были спасены, но стороннему наблюдателю — нет.
А ведь тогда всё было очевидным: египтяне — нечестивцы, да еще и намеревающиеся уничтожить евреев, должны быть остановлены и, вообще, заслужили смерть, вот Б-г их и поражает. При этом спасая праведников. Всё равно — не повод для радости. Даже откровенных нечестивцев создал Б-г, «вложился» в них. В идеале — для того чтобы они сыграли какую-то позитивную роль. Что поделаешь, они много раз делали неправильный выбор, в результате их уничтожение стало неизбежным. Это грустно.
Тем более, сегодня, когда в целом Б-г Себя скрывает, «маскируется» под законы природы, и невозможно точно определить причину страданий каждого человека. Почему именно того сбила машина, а этого взорвал в автобусе террорист? Почему именно тот умер от рака? Хороший же был человек!
Сейчас невозможно просто и однозначно определить людей как «хороших» или «плохих», обычно они — «сложные». Вот и в данный момент совсем не очевидно, почему умирают те, кого поражает коронавирус, в чем их грех. И радоваться здесь абсолютно нечему. Можно только ужасаться и молиться Б-гу обо всех людях, которые больны и которые еще живы и здоровы — и о себе.
Да, о себе. Никаких гарантий, что с конкретным человеком этого не случится, нет. Даже если он великий праведник. В истории случалось, что в эпидемиях умирали воистину великие мудрецы и праведники. Например, Аризаль — в возрасте 38 лет, Рамхаль — в возрасте 39 лет, вместе с женой и единственным сыном…
Оба оставили огромное наследие в сфере еврейской мысли и философии, постижения духовного устройства мира. Книги учеников Аризаля и самого Рамхаля стали классикой и изучаются всеми последующими поколениями. Так что наверняка в Будущем мире эти гиганты получают великую награду. Но в этом мире — умерли в эпидемиях.
Так что никто не может чувствовать себя в безопасности. В нееврейском мире тоже уже известно много случаев заражения представителей элиты: артистов, политиков, принцев. Неважно, каков твой статус и что ты сделал, опасность есть.
Будем же молиться и за себя, и за своих близких, и за весь мир.
Крепкого всем здоровья и успехов в дальнейшей жизни, какой бы она ни стала после этого грозного вмешательства Б-га!
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина