Темы: Ришоним, Броха Губерман, Раши, Тосафот, Рашбам, Комментарии
Рав Шмуэль бар Меир (известный как Рашбам) — один из четырех сыновей ученика великого Раши раби Меира и его дочери Йохевед. Он и все его братья: раби Яаков, раби Ицхак и раби Шломо — стали знатоками Торы и великими учителями еврейского народа.
Рашбам родился около 1085 года во Франции в городе Рамерю, расположенном близ Труа. Он изучал Тору еще у своего великого деда Раши.
Рашбам был одним из выдающихся еврейских мудрецов Франции этого времени и известным тосафистом. Главное письменное наследие Рашбама, а так же нескольких поколений их последователей — «Тосафот» («дополнения»). Это особый вид комментария к Талмуду, названный так, поскольку представляет собой дополнения к основному комментарию Раши.
Аналитический метод комментария, используемый тосафистами, служит дополнением к полученной от прошлых поколений традиции.
Одна из первых серьезных работ Рашбама — его комментарий к книге «Шир а-Ширим» («Песня Песней»), объясняющий аллегории этого созданного царем Шломо диалога между Вс-вышним и еврейским народом Он завершил также неоконченное толкование Раши к талмудическому трактату Бава Батра, написал комментарий к последней главе трактата Песахим. Его комментарии к Талмуду были более распространенными, чем у Раши, но в комментариях к Торе его отличает краткость. Он удовлетворяется объяснением простого смысла стиха, принимая во внимание, что агадот и толкования наших мудрецов непревзойденно разъяснены его дедом. Принимая или отвергая какое-нибудь толкование, Рашбам всегда мотивирует это коротко и ясно. Наиболее радикальным является Рашбам в толкованиях к «Коэлет» («Экклезиаст»), где, по его мнению, слова «суета сует» внесены редактором, а не автором произведения; редактору же книга обязана вообще своей нынешней формой.
В своих комментариях Рашбам стремился упростить толкование и исследовать внутренний смысл текста, сохраняя в то же время традиционное толкование, в тех случаях, когда оно согласуется с буквальным смыслом; а также доказать связь, существующую между стихами, которые на первый взгляд лишены этого.
Рашбам писал: «Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов, говорящих, что библейский стих, несмотря на агадические толкования талмудистов, никогда не утрачивает своего простого смысла. Но вследствие выраженного ими мнения, что наиболее достойным занятием человека является изучение Талмуда, комментаторы потеряли способность толковать библейские стихи согласно их простому смыслу. Даже мой дед р. Шломо (Раши) был приверженцем этой школы. У меня был спор с ним по этому поводу, и он согласился, что ему следовало бы пересмотреть свои комментарии, если бы он имел на то время».
Вместе с рабейну Тамом Рашбам возглавил съезд выдающихся знатоков Торы. На нем были приняты важные постановления, целью которых было укрепление автономии еврейских общин. Были введены некоторые установления, касающиеся жизни семьи. Например, мужу запрещалось оставлять свой дом на срок более полутора лет.
Во времена кровавых наветов и фанатичной разнузданности несоблюдение еврейских законов и обычаев могло привести к новым бедам и несчастьям. На съезде мудрецы постановили также отлучать от общины доносчиков и евреев, восстанавливающих иноверцев против своих собратьев. Запрещено было предоставлять еврею власть над своими собратьями, чтобы у него не было искушения использовать эти возможности против своего народа.
Рашбам умер около 1174 года.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю