Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Земля Израиля, Иерусалим, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Меир бар Ицхак-Айзик Ойербах (5575-5638 /1815-1878/ гг.) — авторитетный законоучитель, руководитель ашкеназской общины Йерушалаима.
В 5615 /1855/ году стал раввином крупной общины города Калиша, вошедшего при разделе Польши в состав Российской империи.
Он составил развернутый комментарий на кодекс Шульхан Арух — эта книга, названная Имрей бина («Речения разума»), принесла ему славу по всему еврейскому миру.
В 5619 /1859/ году р. Меир Ойербах отправился в Землю Израиля и в 5620 /1860/ году прибыл в Йерушалаим.
«Я пожертвовал ради любви к Сиону всем, что было мне дорого, — писал он, — я оставил своих чудесных детей, родных и друзей, — всему этому я предпочел добровольное “заточение” в четырех стенах дома учения, на Святой Земле» (Гдолей адорот).
Вскоре после своего прибытия в Йерушалаим он возглавил раввинский суд ашкеназской общины города, заменив на этом посту р. Шмуэля Саланта, на время уехавшего в Европу.
Обладая значительным состоянием, р. Ойербах отказался от всякого вознаграждения за свою раввинскую деятельность. Он приобрел в Старом городе, у Сионских ворот, большой участок земли с несколькими домами — один из домов он отвел под дом молитвы, а затем перенес сюда и раввинский суд. Этот участок, прозванный Хацеро шель арав миКалиш («Двор раввина из Калиша»), стал одним из центров духовной жизни ашкеназской общины Йерушалаима (там же).
Ряд приобретенных квартир р. Ойербах предоставил неимущим — бедные семьи жили там по три года, а затем сменялись по жребию (Везэ шаар ашамаим с. 278).
Р. Ойербах был одним из основателей квартала Меа шеарим («Сто врат»), возведенного вне стен Старого города, — он пожертвовал на это строительство крупные денежные суммы (там же с. 319).
Р. Ойербах решительно пресекал все попытки «просветителей» и отступников от веры, прибывающих из Европы, вести в святом городе свою пропаганду.
Во время одного из таких конфликтов вероотступник направил на него заряженный револьвер. Р. Ойербах уверенно сказал, указывая на своё сердце: «Стреляй! Я убежден, что никакая пуля не причинит мне вреда — ведь все, что я делал в жизни, я делал ради Небес». Под бесстрашным и спокойным взглядом раввина нечестивец затрепетал, развернулся и стремительно бросился наутек — больше его в Йерушалаиме не встречали (там же с.294).
Р. Меир Ойербах умер пятого ияра 5638 /1878/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти