Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Ханох-Эних бар Пинхас-Яаков Акоэн из Александра (5558-5630 /1798-1870/ гг.) — хасидский наставник.
Изучал Тору под руководством отца.
Его отец, потомок знаменитого законоучителя р. Шабатая Акоэна (Шаха), был решительным противником хасидского движения, считая хасидизм отступлением от тысячелетней традиции, передаваемой от отца к сыну.
Женившись на Фейге, дочери богача и филантропа, р. Ханох-Эних поселился рядом с домом тестя, в польском городе Пшисхи. Здесь он попал в зону магнетического влияния выдающегося хасидского праведника р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош) и стал его учеником. Он учился также у р. Симхи-Бунима из Пшисхи, р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка), а впоследствии и у своего ровесника р. Ицхака-Меира Алтера из Гуры (Хидушей Арим).
Был раввином в польских городках Новидворе, Прушнице и, наконец, в Александре, расположенном в окрестностях Лодзи.
После смерти р. Алтера из Гуры, последовавшей в 5626 /1866/ году, шестидесятивосьмилетний р. Ханох-Эних сменил его во главе хасидской общины. Тысячи хасидов устремились к нему за благословением и советом.
В своих наставлениях р. Ханох-Эних развивал парадоксальный подход, свойственный Сарафу из Коцка и другим хасидским наставникам. Например, идею о трагической отчужденности человека от своего подлинного «я», от своей Б-жественной души, р. Ханох-Эних иллюстрировал следующей притчей. «Жил некогда человек, — рассказывал он, — которого за его глупость прозвали Големом. Просыпаясь по утрам, он с таким трудом находил свою одежду, что вечерами из-за этого боялся идти спать. И вот однажды он взял бумагу и, раздеваясь, записал, куда он положил каждую вещь. Проснувшись утром, он стал читать записку: “Шапка — вот, штаны — здесь…”. Вся одежда была на месте, но тогда он спросил в великом волнении: “Да, но где же я сам? Куда я запропастился?!”. Все его поиски были тщетными, он никак не мог отыскать себя, чтобы воспользоваться приготовленной одеждой. Точно так же обстоит дело и с нами».
Р. Ханох-Эних указывал, что уникальность еврейского миропонимания заключается в осознании абсолютного единства и духовного и материального миров. Он говорил: «Многие народы земли верят, что существуют два мира. Они тоже говорят: “В том мире…”. Отличие вот в чем: они полагают, что один мир отделен и обособлен от другого. Израиль же признает, что оба мира составляют единое целое».
Р. Ханох-Эних из Александра был призван в Небесную Ешиву восемнадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5630 /1870/ года.
Его жизнеописание и его изречения приведены в книге Хашва летова (Засчитано в заслугу).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти