Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Шабтай бар Йосеф Бас (Мешорер; 5401—5478 /1641—1718/ гг.) — выдающийся еврейский издатель и библиограф.
Родился в польском городе Калише. В 5416 /1656/ году во время резни, учиненной казаками в Калише, погибли его родители; ему удалось бежать в Прагу со старшим братом. Шабтай, обладавший приятным и сильным голосом, был принят в хоровую капеллу знаменитой пражской синагоги Альтнойшуль — отсюда и его фамильные прозвища «Бас» и «Мешорер» (певец).
Учился в ешивах Праги.
Страстная любовь к книгам, привела его к серьезным занятиям еврейской библиографией. В 5434—5439 /1674—1679/ годах р. Шабтай Бас работал во многих крупнейших книгохранилищах и еврейских библиотеках Польши, Германии и Нидерландов. Плодом его кропотливого труда стала первая научная библиография еврейских книг, названная им Сифтей яшаним (Уста древних), — она включает две тысячи двести наименований. Помимо названий и имен авторов, в библиографии указано время и место издания, а также изложено краткое содержание каждой книги. Библиография р. Баса содержит и обширный список еще не опубликованных рукописей.
В 5439 /1679/ году в Амстердаме р. Шабтай Бас выпустил новое издания Пятикнижия, снабженное комментарием Сифтей хахамим (Уста мудрецов). В этом комментарии он объединил толкования мудрецов разных поколений, помогающие глубже и точнее понять классический комментарий Раши (см.). Компиляция, выполненная р. Басом, отличается ясностью и лаконичностью изложения.
Комментарий Сифтей хахамим выдержал множество изданий, став одним из самых популярных и изучаемых. В большинстве изданий Пятикнижия он печатается рядом с комментариями Раши (в ряде изданий используется еще более сжатый текст — так называемый, Икарсифтей хахамим (Резюме Сифтей хахамим).
В 5448 /1688/ году р. Шабтай Бас основал еврейское издательство, обосновавшееся в г. Диренпорте. В 5449—5452 /1689—1692/ годах в его издательстве вышли в свет две важнейшие книги р. Давида Алеви (Таза; см.) — комментарий на Пятикнижие, названный Диврей Давид (Речи Давида), и комментарий на один из разделов Шульхан аруха, Орах хаим (Образ жизни).
В 5472 /1712/ году р. Шабтай Бас был арестован по обвинению в том, что своей издательской деятельностью он распространяет среди евреев ненависть к христианам, — однако суд его оправдал.
Р. Шабтай Бас умер в г. Бреславе в 5478 /1718/ году.
Его сыновья и внуки еще полтора века продолжали возглавлять основанное им еврейское издательство в Диренпорте.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти