Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Диаспора, Рав Александр Кац
Раби Элияу Мизрахи (Рэам; 5210-5286 /1450-1526/ гг.) — глава еврейской общины Турции.
Родился в г. Константинополе (через три года после его рождения Византийская империя пала, ее столица была захвачена турками и в дальнейшем стала называться Стамбулом).
В возрасте двадцати пяти лет р. Элияу встал во главе ешивы; кроме традиционных еврейских дисциплин, он преподавал своим ученикам также астрономию и математику.
В 5255 /1495/ он был избран хахам баши — главным раввином Османской империи. Заседал в государственном суде по правую руку от верховного муфтия и судил тяжбы между евреями.
В те годы, когда он стоял во главе общины, в Османской империи нашли убежище десятки тысяч евреев, изгнанных из Испании и Португалии, — главный раввин сам занимался сбором средств для них, а также размещением и устройством изгнанников.
Со всех концов диаспоры к р. Мизрахи обращались за решением спорных вопросов; его законодательные решения пользовались высочайшим авторитетом. Сто пятьдесят из составленных им респонсов включены в сборник Тшувот а-Рэам (Ответы р. Элияу Мизрахи). Еще целый ряд респонсов приведен в его книге Маим амуким (Глубокие воды).
В историю еврейской мысли Рэам вошел, в первую очередь, благодаря своим аналитическим заметкам, посвященным комментарию Раши (см.) на Пятикнижие. Рэам подвергает глубокому анализу каждую фразу и почти каждое слово великого комментатора. Во многих случаях он встает на защиту мнений Раши, отражая критические стрелы Рамбана (см.); но порой Рэам и сам не соглашается с объяснениями, предложенными Раши.
Эта книга увидела свет в 5287 /1527/ году, через год после смерти автора.
Рэам написал также книгу Тосафей Смаг (Добавления к Смагу) — аналитические заметки к законодательному кодексу Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленному тосафистом р. Моше из Куци (см.).
Перу Рэама принадлежит и учебник по элементарной математике Сефер амиспар (Книга о числах).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти