Оглавление
Адас — миртовая ветвь [↑]
Адас (также адаса, адасса) — это ветвь мирты, один из четырех видов растений (арбаа миним), которые заповедано брать во время праздника Суккот.
В Торе о заповеди «арбаа миним» сказано: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и ветви дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра 23, 40).
Адас символизирует людей, которые совершают добрые дела, но не учат Тору
Т. о., в первый день праздника заповедь считается законом Торы, а в остальные дни — это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.
Адас, он же мирт — это и есть «ветвь дерева густолиственного».
Кроме ветвей мирта берут:
— Этрог — цитрон, «плод дерева красивого»;
— Лулав — ветвь финиковой пальмы;
— Арава — ветки ивы, или вербы.
Мудрецы говорят, что каждый из четырех видов символизирует какую-то часть еврейского народа. Например, адас — ветвь мирта — обладают прекрасным запахом, но несъедобна и у нее нет плодов. Подобно этому, среди сынов Израиля есть много людей, которые совершают много добрых дел, но не учат Тору.
Но что делает Всевышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Все четыре вида объединяются вместе, что свидетельствует о единстве еврейского народа.
Кошерные ветви адасы [↑]
Согласно закону, нужно, чтобы в связке «арбаа миним» было три веточки мирта (во многих общинах берут больше трех).
Лучший адас — у которого все трилистники
по всей длине на одном уровне
В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени».
Существует два мнения, как это следует проверять:
а) Визуально: три листка растут на одном уровне.
б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.
Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см. ) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина.
Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша.
Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошерно по букве закона.
Если адас сухой: листья побелели — он непригоден, зеленые — кошерен.
Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошерно.
Адас в связке с другими растениями [↑]
Лулав — в середине, арава (ветвь ивы) — слева, адас (мирт) — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава.
Лулав должен быть минимум на 10 см выше адаса и аравы. Есть обычай привязывать ветви адасы выше, чем араву.
У некоторых ашкеназских евреев принято брать койшеклах — специальные плетеные футлярчики из лулавных веток, в которые помещают три из «четырёх видов» (кроме этрога).