Оглавление
«Шаббат Шува» — Суббота раскаяния [↑]
Суббота, приходящаяся на период между Рош Ашана и Йом Кипуром, называется Шаббат Шува. В эту субботу в синагоге читают недельную афтару «Шува, Исраэль» — по-русски «Вернись, Израиль» — отрывок из книги пророка Ошеа (афтара — отрывок из разделов ТаНаХа «Пророки» и «Писания»; его читают сразу после утреннего чтения Торы в синагоге). Ее называют также «субботой раскаяния».
Этот отрывок из книги Ошеа (см. Ошеа, 14) всегда читают после недельной главы Ваелех, начинающийся словами: «Шува Исраэль (Вернись, Израиль) к своему Б-гу, ибо оступился ты по своей вине».
Молитвы в эту субботу отличаются от обычных только тем, что к ним добавляются (шепотом) слова, которые произносят все Десять Дней Раскаяния (дни от Рош Ашана до Йом Кипура). Молитва «Авину, Малкейну» не читается. В молитву «Маген Авот», произносимую в субботний вечер, вставляют слова «Святой Царь».
Как видим, главная тема здесь — тшува, раскаяние в проступках. Именно эта тема является самой актуальной перед Йом Кипуром, днем последнего принятия на Небесах решения о наших земных судьбах.
В эту субботу следует особенно остерегаться праздности, бесцельного времяпрепровождения и неподобающих разговоров. Она должна быть посвящена самоанализу и мыслям о раскаянии.
Рамбам написал в своих «Законах тшувы»: «Исправление и молитва хороши в любое время, но в десять дней, что между Рош-Ашана и Йом Кипуром, они особенно желанны и принимаются (Небесами) сразу же».
Мудрецы заметили, что всем евреям надо с особым усердием заниматься в эту субботу Торой и заповедями, поскольку она — первая суббота года. Сказано в Талмуде в трактате Шабат: «Как только весь народ отметит как положено первую субботу — народы мира потеряют над нами власть»…
В эту субботу в большинстве общин Израиля и диаспоры люди собираются в синагоге после дневной молитвы Минха, чтобы прослушать урок раввина общины на тему тшувы. Раввины разъясняют необходимость раскаяния и тяжесть наказания, которому подвергнутся те, кто будет упорствовать в своих заблуждениях.
В наших книгах написано, что в то время, когда раввин выступает перед своими слушателями, Вс-вышний прощает их грехи.
Вернуться к Всевышнему [↑]
«Вернись, Израиль, — [прямо] к Г-споду Б-гу твоему,» — говорит афтара. Эти слова означают, что, так же как нет на свете ни одного праведника, освобожденного от заповеди раскаяния, нет ни одного злодея, которому раскаяние не помогло бы спастись. Они относятся даже к величайшим из сыновей Израиля, раскаяние которых доходит до Трона Вс-вышнего, и к самым страшным преступникам, отрицающим законы Торы и Провидение — ибо и к ним обращается Вс-вышний, говоря: «Вернись… [прямо] к Г-споду Б-гу твоему».
Раби Йегуда, сын раби Симона, сказал: «Вернись… [прямо] к Г-споду Б-гу твоему» — даже если ты отвергал Его существование.
Раби Элазар сказал: «Обычно, если один человек оскорбил другого при свидетелях, а потом приходит просить прощения, обиженный отвечает: Ты оскорбил меня публично, а прощения просишь при закрытых дверях? Приведи тех, кто слышал, как ты меня оскорбил, и проси прощения при них.» Но Вс-вышний говорит всем грешникам, даже тем, кто при всех хулил его имя: «Раскайся в своем сердце; никто, кроме нас об этом не узнает, а Я приму Твое раскаяние».
Передают историю про Магида из Дубно (рава Яакова Кранца), известного рассказчика и даршана-проповедника, который давал незабываемые уроки по Торе, полные глубоких аллегорий. Однажды он посетил Берлин, где на Шаббат Шува зашел в синагогу маскилим, первых реформистов иудаизма, последователей Моисея Мендельсона.
После молитвы (а тогда реформисты еще молились по еврейским молитвенникам, не обезображенным их собственными переводами и «исправлениями») Магида пригласили сказать несколько слов с кафедры. Но как ни старался прославленный раввин разжечь сердца слушателей горячей и яркой речью на тему исправления — видно было, что расшевелить скучающую аудиторию ему не удастся.
Поэтому решил он закончить такими словами: «В одном городе жил кузнец, который каждое утро раздувал огонь в своей кузнице по-старинке — просто дул на угли что есть силы и они разгорались. Однажды он оказался в городе, где нашел в одной лавке кузнечный мех для раздува огня. Купил он его, вернулся домой и принялся раздувать огонь, но сколько ни бился — все было напрасно. Только через час он заметил, что взял погасшие угли. Мораль понятна: если в углях нет и следа пламени, то не помогут ни новый мех, ни энтузиазм кузнеца».
С этими словами он покинул их синагогу.
Надеемся, что в наших еврейских сердцах еще достаточно огня, чтобы выслушать слова Торы и чтобы как следует подготовиться к Йом Кипуру — самому еврейскому из всех дней года. Хотя сделать тшуву — это будет всегда вовремя, в любой день года!