Темы: Еврейские знакомства, Правила шидуха, Скромность в поведении, Хана Лернер, Чувства и разум
Здравствуйте! Вопрос о том, когда сообщать о своих проблемах при шидухе. Этот вопрос путает, потому что он связан с двумя проблемами одновременно: битахон (упование на Всевышнего, соответственно предложению из Торы) и осторожность к чувству другого человека.
1. Наставление раввинов — говорить о некоторых проблемах на третьей встрече. С точки зрения осторожности к чувствам другого человека: не желательно ли сэкономить время ближнему, который может сказать: «Почему вначале утаили?!» и обидеться, а это нехорошо.
В частности, если написано «от Б-га жена мужу», тогда зачем нужно утаивать? Мима нафшах? (Общий смысл: каким путем ни пойти, результат один, т.е. в любом случае лучше сообщить о проблеме сразу). Если это мой зивуг (моя суженая), то она согласится выйти на встречу, даже если я скажу всё вначале. А если это не мой зивуг, то она может обидеться за то, что утаил и потратил её время. То есть, на самом деле она не захотела потому, что она не мой зивуг и Свыше не было ко мне желания, но обида-то настоящая!
2. Зачем расписывать себя в анкете, если, с точки зрения битахона, чтобы наше знакомство не являлось чудом, достаточно сообщить физические базисные данные? Понимаете, человеку предписывают делать что-то нескромное (писать, какой ты хороший, учишь Тору и радостный, предположим, и т.д.), чтобы получить то, что Б-г и так даст.
То есть, вкратце, зачем утаивать и создавать возможность обиды, если зивуг от Б-га? Скажи всё с самого начала через шадхана или на сайте знакомств. Твой зивуг? Значит, пойдет на встречу. Не твой зивуг? Значит, не пойдет или, по крайней мере, не обидится, что утаили.
И зачем расписывать себя (как наставляют шадханы), если зивуг от Б-га? Почему я называю это «расписывать»? Потому что, если человеку говорят: напиши о себе, какой ты, то что человек напишет? Хорошие качества, а это нескромно. Мне тяжело представить, что рав Каневский говорил шадхану, какой он хороший, мне кажется, это современные выдумки. Перед Б-гом как-то стыдно. Большое спасибо, и всего хорошего! N.
Уважаемый N.,
С точки зрения Торы есть разные виды медицинских проблем: если проблема угрожает жизни человека, то надо сообщать информацию до встречи. Если она может отразиться на семейной жизни, говорят на третьей-четвертой встрече.
Это не называется «скрывать», а дает второй стороне то время, за которое можно объективно посмотреть на самого человека, «отдельно» от его проблемы. Тогда, узнав об особых обстоятельствах, можно взвесить, насколько мы готовы быть с этим человеком — и его проблемой. Есть много факторов, которые мы учитываем, принимая решение о выборе супруга.
Сказано, что человек должен быть «тамим» («абсолютно прямым») только по отношению к Всевышнему, а с людьми нужно быть мудрым, разумным и знать, как правильно поступать в разных ситуациях. И этому нас учит Тора и рабаним.
Описывая себя, Вы должны стараться быть как можно более объективным, не расхваливая и не принижая себя, а рассказать о своих качествах, о том, что Вы цените в людях, о своих интересах, хобби — это то, что называется в современном мире «резюме».
Желаю Вам здоровья, успеха в личной жизни, найти свою половинку.
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина