Темы: Отношения с семьей, Женщина, Ита Минкина, Положение женщины в обществе, Забота о себе
С огромным интересом прослушав лекцию Раввина Ашера Кушнира о том, что женственность — залог семейного счастья, я задумалась над тем, возможно ли вообще оставаться женственной в современном мире работающей женщине. В свое время я получила юридическое образование и стала работать по специальности. На тот момент я еще не была замужем. Скажу честно, для меня было полной неожиданностью то, что специфика данной профессии несовместима с женственностью, иначе ты просто не сможешь работать. С тебя требуют результат и не делают скидку на то, что ты — женщина. И ведь, если задуматься, большинство современных профессий, причем не связанных с тяжелым физическим трудом, вынуждают женщину ломать себя, убивать в себе женские качества, что не может не сказаться на семейной жизни не лучшим образом. Советы психологов о том, что надо уметь переключаться и быть женственной в семье, а обладателем мужских качеств — на работе, в моем случае не работают, получается какой-то самообман. Сейчас я вынужденно домохозяйка, детей у нас нет, но я могу больше времени уделять мужу и дому, муж — не против. Заметила, что конфликтов в семье стало меньше, я стала гораздо спокойнее внутренне, я забыла о том, как быть жесткой и требовательной и, честно говоря, мне не хочется по этой причине снова возвращаться в профессию и быть не такой, какой ты являешься по сути, играть несвойственную тебе роль, быть в постоянном напряжении и взваливать на себя решение множества вопросов, требующее далеко не женских качеств. С другой стороны, я не считаю правильным возлагать всю ответственность за наше будущее и обеспечение семьи только на мужа. Отсюда вопрос: возможно ли оставаться, а главное — как? — работающим женщинам женственными, есть ли понятие «женских профессий»? Или же во мне изначально больше мужских качеств, но тогда — как не усугублять эти качества, занимаясь юриспруденцией? Заранее благодарна за ответ. N.
Уважаемая N.,
Вы задаете чрезвычайно важный вопрос и очень «зримо» показываете проблему. Да, в нашем сегодняшнем мире женщины работают, и работают по разным причинам — в основном, для поддержания экономического развития семьи, для самореализации и т.п. И, какими бы ни были причины, практически неизбежно это приводит к тому, о чем Вы пишете — «быть не такой, какой ты являешься по сути, играть несвойственную тебе роль, быть в постоянном напряжении и взваливать на себя решение множества вопросов».
Мы с Вами не будем останавливаться на вопросе, идти работать или нет, будем исходить из предположения, что женщина уже работает и работа априори имеет плюсы, но имеет и минусы, назовем их для удобства, скажем, «яды» (часто разрушительные для женского «я»), и нам нужно найти «противоядие». Хорошо?
Что может быть противоядием? Именно понимание, что это не «моя» — женская — суть, это роль навязанная. То есть, приходя на работу, понимать, что сейчас придется облачиться в чужую для нашей сути одежду и настоящая «я» — она другая. Почему это важно? Это дает психологическую защиту, пусть не стопроцентную. Потом легче сбросить «чужую роль» — если заранее была подготовлена психологическая база. И, даже если женщина не успела подумать об этом до того, как провела карточку у входа, все равно она осмысливает то, что происходит, и это уже легче…
Тут с противоядием очень тонкий момент. Если женщина может играть несвойственную ей роль, то… понимаете… она может играть и свойственную ей роль. Да — играть. И каждая женщина понимает, что за этим стоит: кокетничать, приближать и в шутку отталкивать… и т.п. Но, чтобы успешно сыграть, она не должна —
Противоядие здесь насколько простое, настолько и сложное. Потому что в тот момент, когда женщины пошли работать и взвалили на себя груз, они перестали расслабляться и просто забыли, как это делается. И повышенное чувство долга может сослужить дурную службу: как только женщина хочет чуть расслабиться, внутри взмывает какофония голосов, обвиняющих в эгоизме, легкомыслии, пустой трате времени… И сейчас, когда Вы читаете эти строки, эти голоса тоже взвоют — будьте внутренне готовы.
Итак, перечислим несколько приемов, которые помогают нам «вернуться к себе». Но — сколько женщин, столько и способов, поэтому прочитайте и найдите или придумайте что-то свое, что Вам подходит.
1. Легкая беседа с другой женщиной, беседа по душам с такой, которая Вас понимает, любит, одобряет. Кому Вы не должны доказывать, что Вы не верблюд, и которая инстинктивно готова Вас поддержать и утешить, заверить, что Вы — самая-самая и т. п. Жены часто ищут такую собеседницу в муже, ищут — и не всегда находят… Потому что он — не женщина, он будет искать и предлагать решение проблемы. А Вам не нужно решение, Вам нужно, чтобы Вас заверили, что Вы — самая-самая (и вообще молодец и умница, и красавица, и жаль того, кто это еще не понял…) Это может быть мама или бабушка, или тетя, или подруга, или соседка. Если такая женщина есть в Вашей жизни — это просто подарок судьбы, подарок Свыше.
2. Теплая ванна с пеной.
3. Музыка.
4. Уход за цветами.
5. Чтение — расслабляющее, что-то милое, доброе, нежное.
5. Мечты.
6. Воспоминания, которые поднимают Вам настроения.
7. Рукоделие. (Это смело — предложить юристу заняться рукоделием, да? Однако это «переключает мозг» с восприятия картины в целом, что свойственно «мужскому» мышлению, — на детали, что свойственно «женскому» мышлению).
8. Приготовление блюд, которые любите Вы и муж (если готовка приносит Вам удовольствие).
9. Принарядиться для мужа.
10. И т. д.
Желаю Вам любви, мира и радости в семье.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина