Темы: Отношения с семьей, Еврейская женщина, Женщина, Хана Лернер, Внутренний мир
Здравствуйте, уважаемые раввины! У нас возникла небольшая дискуссия по поводу заповеди судить благосклонно в рамках блога многоуважаемой г-жи Итаховой. Вопросы по поводу того, есть ли ЗАПОВЕДЬ судить благосклонно (если ориентироваться на трактат Авот, то она равноценна «заповеди» преумножать количество учеников), на кого именно она распространяется (евреи, неевреи, соблюдающие, несоблюдающие, государственные инстанции, в Израиле, в галуте) — в смысле, о ком мы должны как судить, уже были направлены уважаемым раввинам. Но у меня вопрос к вам как к семейным консультантам. Нет ли риска возникновения обратного эффекта от тренировки данного качества в неподходящей ситуации (например, после того, как человек благосклонно судит босса на работе, хамов в метро, бомжей в подъезде и т.д., — не будет ли у него больше поводов срывать свои нервы на жене и детях?) С уважением! В.
Здравствуйте, уважаемый В.
Вы правы, если человек всё время подавляет свои негативные эмоции по отношению к окружающему миру, то когда он приходит домой, у него возникает желание сбросить их. «Наконец-то я могу позволить себе быть тем, кто я есть». Если мы играем кого-то, надеваем какие-то маски, конечно, близким людям будет тяжело увидеть нас такими, какие мы есть. Но оправдывать человека — не значит подавлять свои негативные эмоции, это значит уметь с ними работать. Человек может говорить себе и другим о своих негативных чувствах. Главное — не переводить это с уровня слов на уровень разрушения окружающего мира. То же самое — по отношении к жене и другим близким людям: умение говорить о своих чувствах позволяет нам работать с этими чувствами. Когда я говорю о своих эмоциях, я не подавляю их, а выражаю в правильной форме: «Я сердит», «Я нервничаю», «Я раздражён». С точки зрения Торы у нас есть обязанность искать оправдания поступкам другого человека, растить в себе «адвоката», который будет оправдывать в наших глазах как чужих людей, так и близких.
С одной стороны нужно оправдывать людей, с другой — не следует быть наивным. Есть люди, которых надо остерегаться, даже если их можно оправдать.
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина