Темы: Еврейская женщина, Женщина, Скромность в поведении, Лея Солганик, Отношения с подругами и соседками
Шалом! Я женщина. В последнее время меня заинтересовал вопрос — можно ли женщинам (друг с другом) при встрече и расставаниях обниматься и целоваться. Есть какое-то внутреннее смущение… Что говорит по этому поводу Тора и еврейская мудрость? R.
Дорогая R.!
В еврейском религиозном обществе очень принято, чтобы женщины выражали свою радость, приветствовали друг друга и прощались, обнимаясь и целуясь. Никто не воспринимает это как что-то сомнительное. У мужчин принято рукопожатие, но для женщин, более эмоциональных и воодушевлённых, рукопожатия не всегда достаточно, оно не выразит того, что объятие или поцелуй.
Понятно, что при встрече с подругой, которую видят каждый день, или с соседкой поцелуй как-то не к месту. Но если хотят поздравить с каким-то радостным событием, тогда можно очень многое передать ей, обняв её. И такой вид передачи чувств очень распространён и одобряется в еврейском религиозном мире. Известны многочисленные случаи, когда уважаемые рабаниёт, принимая женщин, которые пришли к ним с тяжёлыми жизненными вопросами, сопровождали свой короткий ответ или совет объятием или поцелуем. Это было знаком понимания, поддержки и сочувствия. И именно это, рассказывали женщины, так помогло им, дало чувство уверенности, ощущение сочувствия близкого человека, дало силу держаться, продолжать путь, или, наоборот, измениться и начать всё заново. Слова не всегда могут это передать!
Но если объятия или другие прикосновения служат физическому, а не эмоциональному сближению, — они ЗАПРЕЩЕНЫ и называются в Торе «деянием Египта», т.е. действиями, принятыми в Египте. К ним относятся все виды запрещённых связей, а также то, что приводит к этим связям, в том числе, прикосновения женщин друг к другу в целях «разогрева» (Рамбам) — когда «подогревается» физическое притяжение одной к другой. Любые действия и слова, ведущие к этой цели, запрещены. И, напротив, если целью таких действий или слов является проявление эмоциональной близости, они очень важны.
Следует заметить, что объятия и поцелуи уместны, когда приятны и второй стороне. Если женщина тянется обнять подругу, например, на свадьбе её племянницы, желая поздравить, а та отстраняется, стоит закончить поздравление рукопожатием. То же самое, если «вторая сторона» — начальница или малознакомая соседка. А если видно, что «вторая сторона» открыта, можно обнять. Понятно, что насильно лезть с поцелуями не стоит!
Добавлю также, что в среде молодых девочек стоит воздержаться от такого рода приветствий по каждому поводу, оставляя их только для действительно важных событий.
С уважением, Лея Солганик
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина