Темы: Зависть, Душа, Психология, Женщина, Депрессия, Ита Минкина, Самооценка, Самосовершенствование
Шалом, уважаемые раввины и рабанит! Мы с мужем в браке 7 лет, у нас крепкая семья, основанная на любви и уважении к заповедям Всевышнего. Но пока Он не даёт нам детей. Как только я узнаю в своём окружении про очередную беременность, это — как личное унижение для меня. Чувство неполноценности и ограниченности заполняет меня всю, сердце мое печалится. Это эгоизм, зависть?.. Какое лекарство вы посоветуете? Спасибо. N.
Дорогая N.!
Вы спрашиваете: какое лекарство может помочь, если, слыша о беременности другой женщины, Вы не можете радоваться за нее, а ощущаете себя униженной и неполноценной, не дай Б-г? Ведь чувствовать это и знать о своих чувствах действительно очень непросто...
В каждом из нас есть несколько частей. Обычно мы воспринимаем себя как неделимое целое, но только Творец, благословен Он, неделим и совершенен. А мы, люди, часто сталкиваемся внутри себя с эмоциями, которых стыдимся и которые не хотели бы в себе обнаружить.
Или, наоборот, бывают ситуации, когда мы ожидаем от себя искренней радости за кого-то, а вместо этого или одновременно с этим обнаруживаем в своей душе зависть или печаль... Потому что мы — люди, потому что мы несовершенны, затем и посланы в этот мир, чтобы постепенно, шаг за шагом, учиться становиться лучше.
Самый первый шаг — это принять в себе то, что есть. Мы не ангелы, мы — люди, и для человека (а в той ситуации, о которой Вы пишете, — в первую очередь для женщины) очень естественно испытывать именно те чувства, которые Вас так беспокоят...
И первый шаг к преодолению этих чувств, как ни парадоксально, состоит в том, чтобы сказать себе: «Это естественно для человека в моей ситуации — так почувствовать... Я пока не ангел, я человек...»
Почему нам так сложно это себе сказать?
Потому что в нас есть часть «как бы» очень возвышенная, Супер-Эго, которая требует от нас стать совершенством немедленно. И если я обнаруживаю в себе негативные или не соответствующие моим высоким внутренним стандартам реакции, это приводит меня в смятение, порождает неуверенность в себе.
И тогда мы подвергаемся двойному давлению: и тех негативных эмоций, от которых хотели бы избавиться, и самокритики: «Почему я такая?» А в этом состоянии человеку особенно трудно справляться с ситуацией. И становится очень грустно... А наши мудрецы сказали: когда человеку грустно, ему особенно сложно над собой работать. ..
Итак, первый шаг: принять себя такой, какая есть на этот момент. (Конечно, мы хотим внутренне расти, совершенствоваться. Но пока по ряду причин, внешних и внутренних, эмоционально я нахожусь здесь. В этом эмоциональном моменте...)
Второй шаг — после того, как приняли эмоции, «дали им вид на жительство», — попытаться понять: откуда они пришли? Ответ может быть:
— «Потому, что пока у меня нет детей, — и поэтому...»
— «Мне страшно... Я боюсь / опасаюсь, что...»
Или:
— «Моя самооценка зависит от того, смогу ли я стать мамой…»
Или:
— «Моя самооценка зависит от того, как на меня смотрят со стороны...»
— «Страдает моя самооценка как человека, как личности…»
Может быть, что-то из предложенного соответствует реальности, а может быть, ничто из перечисленного не имеет значения и дело в чем-то совсем другом...
Мы не ангелы, мы люди — и нам свойственно страдать из-за того, что наша самооценка в опасности, из-за того, что она оказалась в прямой зависимости от каких-то задач, которые мы «обязаны» выполнить, даже если выполнение их не в нашей власти... Или из-за того, что пока нам не удалось решить какую-то задачу идеальным образом...
И вновь мы возвращаемся к вопросу: не ставим ли мы перед собой задач, выполнение которых под силу разве что ангелам?..
Если корень того, что Вас мучает и печалит, — это, как Вы пишете, чувство неполноценности и ограниченности, то и работа будет состоять в том, чтобы повысить самооценку, а точнее — не ставить ее в зависимость от внешних или даже внутренних факторов.
Самооценка сама по себе субъективна, а объективна ценность человека, ценность каждой человеческой души — как драгоценности, самой по себе. И то же самое — с чувством ограниченности... Мы люди, и мы ограничены... Это очень и очень непросто — себе в этом признаться.
И каждый из людей ограничен в чем-то другом: один в финансах, другой в возможностях, третий в здоровье, четвертый — географически или физически, и так — до бесконечности. Какой выход из этого?
Наверное, признать: мы ограничены в своих действиях или возможностях — и это не ставит нас ниже других, потому что и другие тоже ограничены в том, в чем у нас, возможно, нет ограничения. Найдите для себя: в чем Вы свободны? В чем Ваш выбор неограничен?
И напоминайте себе об этом, когда вновь окажетесь в эмоционально сложной для Вас ситуации. И еще о том, что Ваша ценность как человека и как личности подобна ценности драгоценного камня, алмаза или бриллианта редкой огранки: она объективна и не зависит ни от кого и ни от чего. Не зависит и от того, стали мы уже родителями или еще не стали...
И одновременно с этим будем помнить, что мы — люди и для нас естественно испытывать самые разные эмоции. И мы постепенно, шаг за шагом, будем расти и продвигаться, и становиться чуточку лучше...
Узнавать и принимать ценность нашей души и душ наших близких, принимать свою ограниченность в тех сферах, которые не можем изменить, и знать, что только Творец, Благословен Он, дал нам единственную в своем роде душу, которой никогда не было до нашего рождения и никогда не будет после.
С искренним пожеланием хорошего и сладкого года, пусть будет в Вашей семье благословение и изобилие, любовь и радость, включая радость материнства — тогда, когда придет время.
С уважением, Ита Минкина
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе